Шутова Вера Григорьевна, Горбунова Людмила Викторовна, учителя начальных классов, МБОУ "СОШ № 58", Новоуральск
"Единственный путь, ведущий к знанию — это деятельность"
Дж.Б.Шоу
Прогресс не стоит на месте. Добрался он и до наших школ. Уже никого не удивишь наличием в классе интерактивной доски и компьютера. И что дальше? Как сделать так, чтобы эта чудо-техника работала во благо в полном смысле этого слова. Для этого необходимо интересное дело, которое увлечёт обучающихся, учителя и родителей.
Таким делом может стать сетевой проект. "Под сетевым (телекоммуникационным) проектом мы понимаем совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение совместного результата деятельности" Метод проектов. Полат Е.С.
Сетевые учебно-исследовательские проекты являются формой взаимодействия учащихся со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности и подразумевают удаленное общение детей из разных уголков страны, объединенных общей темой, целью, формами работы, методами исследования.
Метод учебного проекта способствует формированию информационно-коммуникационных компетентностей учащихся. Это один из личностно ориентированных способов организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задач учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые формы организации процесса, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики.
На сайте Nachalka.com нас заинтересовали сетевые проекты для учащихся 1-4 классов. Наш выбор остановился на сетевом образовательном проекте "По дорогам добрых сказок", который проходил под девизом "Как хорошо уметь читать!". Автор проекта - Шейкина Светлана Анатольевна, учитель ГБОУ СОШ с. Васильевка.
В современном обществе умение школьников читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения. Проект направлен на развитие у учащихся навыков смыслового чтения. При помощи системы вопросов и творческих заданий учащимся предлагалось неоднократно перечитывать и просматривать тексты сказок К.И.Чуковского по разным основаниям: во время чтения по ролям, в поисках нужного фрагмента, для подтверждения своего ответа.
В ходе работы над проектом учащиеся приобретали следующие навыки работы в Сети:
- регистрация на сайте;
- создание и редактирование странички в сети Интернет;
- совместное редактирование сетевых документов;
- работа с картами Google;
- создание облака слов;
- создание карты знаний;
- общение в форумах.
Конечно, самостоятельно справиться с такой работой учащиеся начальных классов не могут. На помощь пришли родители, для которых нами проводились консультации по следующим темам: "Что такое сетевой проект?", "Регистрация на сайте Nachalka.com", "Создание облака слов", " Общение в форуме".
В ходе работы над проектом учащиеся учились оценивать свое участие на всех этапах проекта, работу своих одноклассников, сравнить свое продвижение с продвижением других ребят.
Информационно-коммуникационные технологии, используемые учащимися в ходе выполнения сетевого проекта, увеличивают возможности и становятся фундаментом для формирования УУД как важнейшего результата реализации ФГОС.
Требования ФГОС | Деятельность учащихся в сетевом проекте |
Использование технологий дистанционного обучения и сетевого взаимодействия |
|
Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации |
|
Введение текста с помощью клавиатуры |
|
Фиксирование (запись) в цифровой форме и анализ изображения |
создание портретов героев сказок К.И. Чуковского и размещение рисунков на страницах команд "Дружная семейка" и "Новое поколение" |
Все вышеизложенное дает ответ на вопрос: для чего учителю выходить в Сеть и при этом вести туда детей? Мы уверены в том, что сетевой проект дает учащимся возможность учиться использовать компьютер не как интерактивную игрушку, а как средство получения, обработки и размещения любой информации разными способами на высоком, соответствующем времени, уровне.
Литература
- Булин-Соколова Е.И., Т.А. Рудченко Формирование ИКТ-компетентности младших школьников
Интернет-сайты