Васильева Ольга Андреевна, учитель начальных классов, "Новоуральская СКОШ № 59", Новоуральск
Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности.
ФГОС НОО определяют, что "коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; соблюдать правила речевого этикета; владеть монологической и диалогической формами речи; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие; сотрудничать, контролировать, корректировать и оценивать работу сверстников; формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения".[1]
Поэтому необходимо создать условия для системного подхода к формированию коммуникативных УУД в различных видах деятельности, с учётом индивидуальных особенностей детей.
Работа по формированию коммуникативных универсальных учебных действий ведётся со 2 класса в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения VII вида.
Учащиеся имеют некоторые проблемы в развитии: испытывают речевые трудности; мысли выражают не последовательно, нет логичности в высказываниях; беден словарный запас; техника чтения ниже нормы; мало представлений о предметах и явлениях окружающей действительности; нуждаются в постоянном сопровождении взрослых; уровень развития коммуникативной компетентности далёк от желаемого.
Следовательно, основной задачей учителя становится воспитание разносторонне развитой, образованной и коммуникативно-компетентной личности.
Существуют разные формы работы по формированию коммуникативных УУД у детей с задержкой психического развития (ЗПР) в урочной деятельности: практическая, творческая, проектная деятельность, экскурсии, викторины, конкурсы, праздники, дискуссии, использование коррекционно-развивающих игр и упражнений, применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), работа в парах и группах.
Для создания эмоционально-благоприятной коммуникативной ситуации в учебной деятельности, используются коррекционно-развивающие игры и упражнения в следующих направлениях: коммуникативные; контактные, подвижные, объединяющие; театрализованные; игры занимательного и познавательного характера и другие.
Игры подобного вида учат самостоятельно и нестандартно мыслить, оказывают большую помощь в речевом развитии, формируют коммуникативные УУД, что так необходимо детям с ЗПР.
Работа в парах и группах помогает организации общения, так как каждый ребёнок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником, высказывать свою точку зрения. Общение - неотъемлемая часть любого урока, поэтому формирование коммуникативных УУД учащихся ведёт к повышению качества учебного процесса.
Уроки, организованные в форме диалога или дискуссии, позволяют прививать уважение к мнению своего собеседника, учат выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения, грамотно и чётко выражать свои мысли, аргументировать своё мнение.
Практическая деятельность на уроках позволяет добиваться максимально чёткого отображения в речи детей состава полной ориентировочной основы выполняемых действий, как по ходу выполнения, так и после, стимулирует выработку умения совместно планировать, договариваться и распределять функции в ходе выполнения задания, осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль.
Использование заданий творческого и поискового характера в урочной деятельности решает проблемы формирования УУД при работе над учебными проектами и проектными задачами.
Включение в образовательный процесс информационных технологий является средством обучения, воспитания и развития.
Таким образом, можно без преувеличения сказать, что все формы работы, используемые учителем на уроке в начальной школе, имеют потенциальные предпосылки для развития коммуникативных и речевых действий, определяют условия успешности учебной деятельности и освоения предметных дисциплин.
Список литературы:
- Федеральный государственный стандарт основного общего образования [Текст] / Министерство образования и науки РФ - М.: Просвещение, 2011.