Михайлова Ирина Валерьевна, воспитатель, "Новоуральская СКОШ №59", Новоуральск
В статье описывается опыт групповой работы с детьми ОВЗ на самоподготовке и на занятиях во время группы продленного дня. Ключевые слова: групповая работа, дети с ОВЗ, группа продленного дня.
В современном обществе меняются приоритеты образования. Ученик должен иметь не только знания, умения и навыки, но и уметь организовывать собственную учебную деятельность, иметь готовность и способность учиться. Исходя из этих целей, необходимо использовать новую организацию совместной деятельности.
В своей практике при работе с детьми с ОВЗ во время группы продленного дня использую «обучение через диалог". Результаты научных исследований показывают, что диалог занимает центральное место на занятиях и во время самоподготовки. Диалог более способствует интеллектуальному развитию детей с ОВЗ.
Используя индивидуальный подход к каждому ученику, пробуждается инициатива, любознательность, доверие и желание искать ответы на поставленные вопросы и способствует принятию творческих решений. Одним из таких методов взаимодействия является групповая работа. Использование групповой работы показывает, что возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся; меняется характер взаимоотношений между детьми; исчезает безразличие, приобретаются теплота, человечность; сплоченность класса резко возрастает, дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя; растет самокритичность, дети более точно оценивают свои возможности, лучше себя контролируют; учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе, ответственность, такт, умение вести себя с учетом позиций других людей.
Совместно с детьми устанавливаются подходящие для работы в группах правила. Их должно быть минимальное количество.
Например:
- убедись, что в разговоре участвует каждый;
- говорить спокойно и ясно;
- говорить только по делу;
- не говорить всем сразу;
- реагировать жестами и знаками;
- возражая или соглашаясь, смотреть на говорящего;
- обращаться друг к другу по имени.
Во время групповой работы контролируется ход работы: отвечаем на вопросы, регулируем порядок работы, в случае необходимости оказываем помощь отдельным ученикам или группе в целом. Группы формируются с учетом индивидуальности каждого ребенка. По возможности лучше не объединять детей с плохой самоорганизацией, легко отвлекаемых с детьми разного темпа работы.
При оценке работы группы подчеркивается не столько ученические, сколько человеческие качества: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, вежливость. Оценивать можно лишь общую работу группы, ни в коем случае не давая детям, работавшим вместе, разных оценок.
Группы учащихся могут различаться по следующим признакам:
- типу работы;
- теме работы;
- уровню сложности задания с учетом развития учащихся.
Если задания для всех групп одинаковы, то чаще всего учащиеся воспринимают это как ситуацию соревнования групп. Но не стоит при организации групповой работы принуждать к общей работе ребенка, который не хочет вместе работать, лучше разрешить ему отсесть в другое место. Время работы в 3-4 классах не более 20-30 минут, соблюдая в классе тишину, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представить продукт совместного труда. Первыми стараюсь выслушивать тех учащихся, которые были не уверенны в своих ответах, а после детей более способных и талантливых.
После продуктивной работы всегда стараюсь поощрять ту группу, которая работала в тесном сотрудничестве.
Окончательным этапом групповой работы является анализ деятельности работы группы, уяснение причин успеха, трудностей.
Рефлексия проходит по двум направлениям:
- ход исследования решения проблемы;
- деятельность членов группы.
Рефлексия основывается, прежде всего, на умении понять себя, свои чувства и чувства других.
После каждого задания дети делятся своими внутренними ощущениями, переживаниями, сравнивают их, стремятся понять. Что вызвало те или иные чувства.
Использование таких приемов в работе мне помогло изменить отношение учащихся друг к другу. Мои дети стали активнее работать на уроках, наблюдалась взаимоподдержка в коллективе, оказывали помощь слабым учащимся в работе.
Использование на ГПД формы групповой работы убедило меня в том, что возрастает глубина понимания учебного материала; меняется характер во взаимоотношениях между детьми; исчезает безразличие; сплоченность класса резко возрастает.
Дети хотят учиться, хотят узнавать новое, научились анализировать свою работу и работу одноклассников, определять причину неудач и анализировать успехи, становятся более сплоченными и дружными.