Добрыдина Ольга Викторовна, воспитатель, "Новоуральская СКОШ № 59", Новоуральск
1.Пояснительная записка
1.1.Выбор основного направления работы
Программа коррекционно-образовательной работы с детьми третьего класса предполагает продолжение работы, начатой во втором классе. В основе программы лежит духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, становления их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества. Программа коррекционной работы направлена на обеспечение коррекции недостатков в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи этой категории детей. Позволяет осуществить индивидуальный ориентированный подход к детям с ограниченными возможностями с учётом особенностей их здоровья. Дети с нарушениями слуха, речевыми нарушениями, испытывают трудности в общении с окружающими, выражены проблемы в развитии личностных качеств.
Неполноценная речевая деятельность отражается на формировании у детей сенсорной, интеллектуальной и волевой сферы. У учащихся неустойчивое внимание, нарушено словесно-логическое мышление, слабая память, особенно слуховая, не развит самоконтроль в области языковых явлений. Появляются трудности коммуникативного поведения, наблюдается отставание адекватных форм общения, возникают барьеры в межличностных отношениях, которые могут привести к замедленному формированию положительных эмоциональных реакций, снижению самооценки.
Программа воспитания в третьем классе направлена на:
- преодоление затруднений учащихся в учебной деятельности;
- овладение навыками адаптации учащихся к социуму;
- психолого-медико-педагогическое сопровождение школьников, имеющих проблемы в обучении;
- развитие творческого потенциала учащихся (одаренных детей);
- развитие потенциала учащихся с ограниченными возможностями.
Рабочая программа разработана с учётом следующих законодательных нормативно-правовых документов:
- Конвенции ООН о правах ребёнка; Конституцией РФ; в соответствии с требованиями Федерального Закона "Об образовании в РФ" №273-ФЗ от 29.12.2012 г.;
- Закона "об образовании в Свердловской области" №78-ОЗ от 15.07.2013 г.;
- Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования, на основании Конституции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Годового плана работы "Новоуральской СКОШ №59" на новый уч.год.
1.2.Актуальность программы
На сегодняшний день общество нуждается в добрых, гуманных, честных и справедливых гражданах. Младший школьный возраст – период, наиболее благоприятный в духовно-нравственном становлении личности. Именно в это время ребёнок осознаёт отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли, разбирается в общественных явлениях, мотивах поведения, нравственных оценках. И задача духовно-нравственного воспитания заключается в формировании такой личности.
Ещё в младшем школьном возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям (по мнению В.А.Сухомлинского), мы раскрываем перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учим их азбуке морали:
- Ты живёшь среди людей. Делай так, чтобы окружающим тебя, было хорошо.
- Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Плати им за это добром.
- Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить.
- Будь добрым и чутким к людям. Не причиняй людям зла, помогай слабым и беззащитным.
- Будь неравнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие младших школьников между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т.е. в защищённой, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
1.3.Цели, задачи, пути решения этих задач
Цель программы – помочь детям в доступной для их возраста форме понять и осознать нравственные, этические, духовные ценности, привить положительное отношение к окружающей действительности.
Задачи воспитательной работы направлены на:
- создавать благоприятные условия, способствующие формированию здорового образа жизни, умственному, эмоциональному и физическому развитию личности;
- обеспечивать физическое и эмоциональное благополучие обучающихся;
- выявлять и развивать способности детей, их интересов и наклонностей;
- обеспечивать охрану и укрепление здоровья обучающихся;
- развивать трудолюбие, способность преодолевать трудности;
- развивать доброжелательность, понимание, сопереживание другим людям.
Достижения этих целей и задач осуществляется через реализацию пяти направлений позволяющие решить поставленные задачи. Направления тесно связаны между собой и позволяют раскрыть духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина РФ:
- Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Работа по программе "Отечество", "Познание";
- Воспитание нравственных чувств и эстетического сознания. Работа по программе "Подросток";
- Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Работа по программе "Труд", "Досуг";
- Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Работа по программе "Здоровье";
- Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Работа по программе "Семья", "Общение".
Предполагается осуществлять различные методы и приёмы воспитания: беседы, разъяснения, рассказы, убеждения, поручения, поощрения, использования метода проектов, просмотр детских фильмов, конкурсы, викторины, классные и школьные праздники, экскурсии, посещение театра, музея, библиотеки, благотворительные акции.
Разнообразные виды деятельности: игровая деятельность, познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение, досугово-развлекательная деятельность, художественное творчество, трудовая деятельность, спортивно-оздоровительная.
1.4.Предполагаемый результат духовно-нравственного развития и воспитания учащихся
Воспитательные результаты и эффекты деятельности обучающихся распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов - приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов - получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов - получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу.
Программа рассчитана на 1 год и реализуется во внеурочной деятельности в группе продлённого дня.
2.Планирование воспитательной деятельности
2.1.Характеристика классного коллектива
- Возрастной состав:
- Состав семьи: неполные семьи, семьи опекунов, многодетные семьи, дети-инвалиды.
2.2.Анализ воспитательной работы за предыдущий период.
2.3.Организация работы по направлениям воспитательной деятельности:
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Работа по программе "Отечество", "Познание".
Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; свобода личная и национальная, доверие к людям.
Задачи:
- Формирование представлений о важнейших законах нашей страны, о правах и обязанностях гражданина России.
- Формирование представления о правилах поведения в школе, дома, на улице, на природе, умения отвечать за свои поступки.
- Формирование представлений о национальных героях и важнейших событиях истории России.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Работа по программе "Семья", "Общение".
Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
Задачи:
- Знакомство с правилами поведения в школе, семье, общественных местах.
- Развитие умения пользоваться "Волшебными словами", быть опрятным, чистым, аккуратным.
- Формирование представлений о различении хороших и плохих поступков. Воспитание стремления поступать правильно, быть вежливым, прислушиваться к мнению других.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Работа по программе "Труд", "Досуг".
Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие.
Задачи:
- Формирование личностных качества, такие, как дисциплинировать, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий.
- Формирование первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектах.
- Воспитание уважения к труду и творчеству старших и сверстников; ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности и бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Работа по программе "Здоровье".
Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.
Задачи:
- Воспитывать ценностное отношение к природе и всем формам жизни; бережное отношение к растениям и животным.
- Воспитывать бережное, гуманное отношение ко всему живому.
- Развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, формировать понимание активной роли человека в природе.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.
Задачи:
- Расширение представления о душевной и физической красоте.
- Воспитание интереса к занятиям художественным творчеством, интерес к чтению.
- Формирование умения видеть красоту природы, труда и творчества.
- Стимулирование стремления к соблюдению опрятного внешнего вида.
Работа по направлениям реализуется различными видами деятельности: познавательные беседы, проектную деятельность, игровую деятельность, экскурсии, конкурсы, проблемно-ценностное общение, социально творческую деятельность и др.
2.4.Индивидуальная работа с учащимися
Основные формы работы:
- Изучение особенностей личности учащихся, социальной адаптации детей, мотивации учебной деятельности, Основной метод – наблюдение, анкетирование, беседы.
- Изучение профессиональной направленности школьника (сознательный выбор, желания, возможности). Организация досуга (кружки, секции, поручении). Метод – беседа, анкетирование, написание сочинений, рисунок и т.п.
- Работа с родителями. Анализ семейных отношений Методы – анкетирование, беседа, рейды, консультации, родительские собрания, информационные памятки.
- Индивидуальные консультации с учителями-предметниками (для обеспечения единства действий, выработка единых подходов к воспитанию); со специалистами школы; посещение учебных занятий.
2.5.Организация работы с семьёй, работа с родителями
Основная задача – создать условия для свободного развития физических и духовных сил учеников, руководствуясь интересами детей и их возрастными потребностями, защитить от неблагоприятных факторов, мешающих этому.
Объект педагогического внимания – семейное воспитание. Педагогу необходимо знать, какова сфера материального бытия ребёнка, каков образ его жизни, каковы традиции и обычаи семьи.
Взаимодействие с родителями: изучать семейную атмосферу, взаимоотношения членов семьи; психолого-педагогическое просвещение родителей; организация и совместное проведение свободного времени детей и родителей; защита интересов и прав детей в "трудных семьях".
Формы работы с родителями: родительские собрания; индивидуальные консультации; посещение на дому; тематические консультации; совместные праздники.
3.Педагогическая диагностика
Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур.
Методы: анонимные анкеты (анализируют, а не оценивают ценностную сферу личности), самооценочные суждения детей, различные тестовые инструменты (с учётом возраста), экспертные суждения (родителей, партнёров школы).
Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьёй ученика.