Содержание и методы коррекционной работы воспитателя с обучающимися с ОВЗ

Светлана Викторовна Соловьева, кандидат педагогических наук, доцент,заведующая кафедрой методологии и методики образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, оставшихся без попечения родителей, Институт развития образования Свердловской области

В качестве обучающихся с ограниченными возможностями здоровья рассматриваются физические лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. К категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, которые осваивают основную образовательную программу основного общего образования, относятся дети с нарушениями слуха, нарушениями зрения, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами (пункт 5 статьи 79 закона "Об образовании в Российской Федерации").


Получение детьми с нарушениями в развитии качественного образования, их успешная социализация возможны только при создании особых условий и проведении своевременной и системной коррекционно-развивающей работы.


Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование:

  • специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания;
  • специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов;
  • специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
  • предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь;
  • проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
  • обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
  • другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (пункт 3 статьи 79 закона "Об образовании в Российской Федерации").

В Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», у воспитателей общеобразовательных учреждений появляются новые должностные обязанности, а именно, "… на основе изучения индивидуальных особенностей, рекомендаций педагога-психолога планирует и проводит с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья коррекционно-развивающую работу (с группой или индивидуально)".


Следовательно, помимо решения задач духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, у воспитателей появляется профессиональная задача – обеспечить коррекционно-развивающую работу с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.


Целью коррекционно-развивающей работы воспитателя с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья является оптимизация интеллектуальной деятельности детей, формирование у них познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий. По отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья универсальные учебные действия выступают как предмет коррекционно-развивающей работы.


В качестве основных условий успешности коррекционно-развивающей работы воспитателя с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья необходимо обозначить следующие:

  • определение направлений и содержания коррекционно-развивающей работы с конкретным обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в рамках психолого-медико-педагогического консилиума общеобразовательного учреждения. Без рекомендаций квалифицированных специалистов воспитателю крайне затруднительно обеспечить качественную коррекционно-развивающую работу с ребенком;
  • учет индивидуальных потребностей и возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • активное воздействие на развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья, а не пассивное приспособление к слабым сторонам его психики;
  • направленность на формирование ведущей деятельности, типичной для определенного возраста, которая обеспечит ребенку "присвоение" социального опыта;
  • реализация преемственности в коррекционно-развивающей работе, осуществляемой учителями в урочной и внеурочной деятельности, на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях учителем-логопедом, учителем-дефектологом, педагогом-психологом, а также воспитателем;
  • осуществление мониторинга динамики коррекционно-развивающей работы на уровне показателей психологического развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

При проектировании коррекционно-развивающей работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья воспитателю следует четко знать:

  • во-первых, какие психические процессы необходимо развивать у конкретного ребенка или группы обучающихся;
  • во-вторых, с помощью каких приемов возможно и целесообразно развивать те или иные психические функции.


Следовательно, при проектировании системы работы педагога в группе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения, помимо воспитательных задач, являющихся основой содержания работы педагога, необходимо четко определить коррекционно-развивающие задачи. Во многом это определяет направления, содержание и приемы коррекционно-развивающей работы с воспитанниками.


Важно отметить, что реализация коррекционно-развивающих приемов в работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья пронизывает весь процесс духовно-нравственного воспитания независимо от его содержания, а также определяют специфику взаимодействия с детьми в зависимости от характера ведущего нарушения в развитии.


Как известно, общими недостатками, характерными для всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, являются замедленное и ограниченное восприятие; длительный срок формирования понятий об окружающей действительности; недостатки развития моторики; недостатки речевого развития; трудности развития мыслительной деятельности; сниженная познавательная активность; пробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире; особенности личностного развития, связанные с ведущим нарушением в развитии.


Данные недостатки могут выступать в качестве «мишеней» коррекционно-развивающей работы, определяя ее направления в работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. При этом необходима конкретизация имеющихся недостатков у конкретного воспитанника в зависимости от характера ведущего нарушения. В данных методических рекомендациях мы предлагаем только общие подходы к коррекционно-развивающей работе с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья безотносительно к характеру ведущего нарушения.


Ниже систематизированы основные направления и приемы коррекционно-развивающей работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья с учетом общих недостатков психофизического развития данной категории детей (см. таб. 1).


Предлагаем при определении коррекционно-развивающих задач и направлений работы ориентироваться на современный подход в аспекте методологических оснований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.


В соответствии с данным подходом определен метапредметный результат освоения обучающимися основных образовательных программ общего образования, который включает познавательные, регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия.


Познавательные универсальные учебные действия предполагают поиск информации с использованием различных средств, отбор и структурирование информации, выполнение логических операций, решение проблемных задач творческого и поискового характера и др.


Регулятивные универсальные действия обеспечивают организацию деятельности, в том числе учебной деятельности, и включают в себя умение постановки учебной задачи, умение составлять план и последовательность действий, прогнозирование, контроль и коррекцию, а также осознание детьми качества усвоения учебного материала. Ключевым звеном регулятивных универсальных действий является волевая саморегуляция как способность к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. Формирование данных умений является немаловажным для последующей успешной социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.


Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и включают умение слушать и вступать в диалог, планировать сотрудничество со взрослыми и сверстниками, интегрироваться в группу сверстников и взаимодействовать с ними, умение выявлять проблемы во взаимодействии, определять и реализовывать различные способы разрешения конфликтных ситуаций, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации и др.


Следует отметить, что качественное формирование универсальных учебных действий у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе коррекционно-развивающей работы возможно только при условии, если воспитатель выступает как организатор деятельности детей, а не как транслятор определенной информации. Поэтому воспитателю необходимо с позиции транслятора информации перейти в позицию инициатора и организатора совместной деятельности воспитанников. Данный тезис требует изменения педагогического мышления воспитателей, а именно, обновления целевых ориентиров профессиональной деятельности в соответствии с современными требованиями.


Достижение метапредметного результата является решающим для социальной адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Данный результат на уровне достижений обучающихся с нарушениями в развитии является предметом коррекционно-развивающей работы всех специалистов, в том числе воспитателя. Поэтому цель, задачи и приемы коррекционно-развивающей работы с конкретным обучающимся с ограниченными возможностями здоровья должны быть согласованы в совместной деятельности специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение того или иного воспитанника.



Таблица 1


Основные направления и приемы коррекционно-развивающей работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

 

Направление коррекционно-развивающей работы

Упражнения и приемы, применяемые в коррекционно-развивающей работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

Формирование познавательных универсальных учебных действий

Формирование универсальных логических действий: навык соотносительного анализа, синтез, выбор оснований для сравнения, классификации объектов, навык группировки на основе овладения основными родовыми понятиями, установление причинно-следственных связей и др.

Упражнения

Упражнения на узнавание контурных, силуэтных, перечеркнутых изображений, незаконченных предметов.

Упражнения по поиску сходств и отличий при сравнении парных изображений.

Упражнения на достраивание целого (незаконченные изображения, дорисуй).

Упражнения по фигурно-фоновому различению предметов, букв.

Упражнения по анализу сложного образца.

Упражнения на установление соответствия фоновых элементов, узоров (игра «Подбери узор»).

Упражнения на вычленение зрительно воспринимаемого элемента буквы в фигурах сложной конфигурации.

Упражнения на нахождение среди рядов повторяющихся фигур, букв их заданного сочетания; нахождение букв с заданным элементом, заданного элемента в ряду букв.

Упражнения по перерисовыванию фигур по точкам.

Упражнения на обобщение по видовому понятию («Назови одним словом»).

Упражнение «Исключи лишнее».

Упражнение по наполнению объема видового понятия.

Упражнения по установлению временных и причинно-следственных зависимостей (например, продолжи предложение: «Мама выключила свет, потому что …»).

Методические приемы

Оказание помощи при выполнении домашних заданий: переформулирование задания учебника, разбивка формулировки на смысловые части, уточнение недостаточно понятных терминов и понятий.

Переформулирование условия задачи (задания): разбивка условия на короткие фразы, переформулирование причастных и деепричастных оборотов.

Помощь в анализе условия задачи: условие дробится на короткие смысловые отрезки, к каждому из которых дается вопрос и педагог с обучающимися разбирает, что необходимо сделать. Затем условие читается полностью и педагог полностью проговаривает, что необходимо сделать.

Обучение выделению главной мысли в прочитанном или прослушанном тексте, стихотворении.

Развитие пространственных и временных представлений.

Формирование пространственной ориентировки: формирование умения ориентировки в схеме собственного тела; формирование ориентировки в ближайшем окружении (классе, группе); формирование умения ориентировки на плоскости (тетрадь, книга).

Упражнения

Упражнения по определению руки по схеме способом наложения.

Упражнения по определению ноги по отпечатку следов на песке.

Графические диктанты по словесной инструкции.

Упражнения по ориентировке в схеме собственного тела.

Упражнения по ориентировке в пространстве комнаты.

Упражнения по ориентировке на плоскости.

Упражнения по определению пространственного расположения элементов букв.

Упражнения с числовыми рядами по определению положения одной цифры относительно другой.

Упражнения по определению правильно и неправильно написанных букв.

Лабиринты.

Игры: «крестики-нолики», «морской бой» и другие.

Методические приемы

Применение в работе карточек-опор с названием дней недели, месяцев, времен года и др.

Развитие памяти

Упражнения

Упражнения на тренировку произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов.

Упражнения на произвольное запоминание ряда: цифр, звуков, слов, предложений, многоступенчатых инструкций.

Слуховые диктанты.

Конструирование на ощупь.

Упражнение «Найди предмет среди других».

Пересказ: использование при пересказе подробного или краткого плана, опорных слов, начала первого предложения.

Методические приемы

Использование опорных схем.

Упражнение «Угадай фигуру» (на ощупь, с закрытыми глазами и др.).

Упражнение «Подбери третье слово» (яйцо-курица (цыпленок)).

Запоминание и воспроизведение многозвеньевых инструкций.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий

Развитие произвольности внимания

Упражнения

Упражнения по разделению «склеенных» между собой слов.

Упражнения по поиску повторяющихся слов.

Работа по таблице Бурдона (зачеркнуть определенные буквы).

Развитие навыков планирования и контроля собственной деятельности:

формирование умения ориентировки в задании;

формирование умения планирования этапов выполнения задания;

формирование основных способов самоконтроля каждого этапа выполнения задания;

формирование умения осуществлять словесный отчет о совершаемом действии и результате;

формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

развитие рефлексивных умений.

Упражнения

Упражнения по выполнению действий по внешне заданному алгоритму.

Выработка алгоритма предстоящей деятельности.

Упражнения по выполнению заданий по подражанию.

Упражнения по выполнению заданий по образцу.

Упражнения по выполнению заданий по словесной инструкции.

Методические приемы

Первоначально оказание развернутой помощи в планировании: групповое обсуждение предстоящей работы, показ педагогом последовательности выполнения задания с применением демонстрационных технологических карт.

Анализ инструкции к заданию, образца: «Что мне нужно сделать?».

Определение каждого шага предстоящей работы: «Что я буду делать сначала? Что я сделаю потом? Что мне нужно сделать дальше?».

Постепенное «сворачивание» пошаговой инструкции и перевод ее во внутренний план действий.

Проверка работы: «Сравнение с образцом».

Приучение к выполнению контрольных действий в процессе работы и по ее результатам.

Упражнения на нахождение и исправление ошибок: «Что нужно исправить?».

Речевая регуляция действий: «Как я выполнял работу?».

Использование приема совместных действий: часть задания или все задание выполняется ребенком совместно со взрослым, под его руководством.

Применение приема частичного выполнения задания в сочетании с поэтапным, дробным выполнением задания.

Обучение планированию ежедневных дел, использованию ежедневника.

Составление плана текста, экскурсии, похода.

Побуждение детей к ответам на вопросы: «Что я сделал сегодня?», «Что я мог сделать, но не сделал? Почему?», «К чему мне стремиться?», «В чем мои затруднения?», «Что мне необходимо сделать, чтобы преодолеть затруднения?», «Что у меня получается лучше всего?» и др.

Организация работы в паре с «сильным» обучающимся.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий

Развитие инициативного сотрудничества.

Обучение способам разрешения конфликтов.

Развитие умения выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.

Обучение диалогической и монологической речи.

Составление рассказов по наблюдениям в природе, по сюжетным картинам.

Описание предмета по картинному плану.

Совместное рисование детей на одном большом листе бумаги на заданную тему.

Совместное рисование детей на произвольную тематику (тему рисунка определяют дети).

Упражнение «Продолжи рассказ».

Игры-драматизации.

Сюжетно-ролевые игры.

Этические беседы.

Просмотр кинофильмов с последующим обсуждением.

Обозначенные нами приемы коррекционно-развивающей работы являются универсальными, перечень которых может быть расширен, и обобщенными безотносительно к особенностям определенной категории детей с ограниченными возможностями здоровья. Задачей воспитателя является отбор, оптимальное сочетание и применение данных приемов в работе с конкретным обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с характером ведущего нарушения ребенка.


Приемы и методы коррекционно-развивающей работы, которые представлены выше, могут применяться воспитателями общеобразовательных учреждений:

  • в процессе индивидуальных занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в то время как воспитанники группы заняты общим делом или находятся на занятиях в кружках и секциях в рамках внеурочной деятельности (занятие длится 15-25 минут);
  • при проведении групповых коррекционных занятий с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (занятие длится 15-25 минут);
  • в процессе проведения занятий общеразвивающей направленности с группой воспитанников;
  • на занятиях по самоподготовке с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;
  • в процессе ежедневного взаимодействия с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья как необходимое условие коррекции или компенсации нарушений в развитии.Важно отметить, что данная составляющая, на наш взгляд, является приоритетной. Ряд приемов, представленных в таблице, могут быть использованы педагогом как основа ежедневного взаимодействия с обучающимися.

Поиск

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич Сметанин