Ахметова Татьяна Николаевна, директор,"Новоуральская СКОШ № 59", Новоуральск
Директору специальной (коррекционной) школы, где обучаются дети с задержкой психического развития (ЗПР) приходится большое внимание уделять работе с учителями. Утверждение рабочих программ педагогов, утверждение планов работы методических объединений учителей, воспитателей и специалистов школы, подготовка учителей к аттестации, посещение уроков и внеклассных мероприятий – это далеко не полный перечень тонкой, повседневной и кропотливой работы руководителя с педагогом. Обсуждая с учителями различные педагогические проблемы, всегда обращаю внимание на работу педагога по формированию учебной мотивации у ребенка с ЗПР.
В специальном образовании изучением вопросов формирования мотивации учебной деятельности у учащихся с ЗПР занимались исследователи Н.Л.Белопольская, И.Ю. Кулагина, М.В.Матюхина, Е.А.Макеева, А.К.Маркова, Т.А.Матис, А.Б. Орлов, В.Я. Ляудис и другие, которые выделяют основные причины отрицательного отношения к учению:
- несформированность мотивации учения;
- неадекватная самооценка и как следствие эмоциональные состояния, препятствующие формированию положительного отношения к учению;
- несформированность социальных норм и навыков общения и, как следствие, неэффективные защитные реакции у детей, способствующие формированию учебной и социальной дезадаптации.
Опыт работы директором специальной (коррекционной) школы показывает, что несформированность учебной мотивации ребенка с ЗПР обусловлена, как правило, отсутствием соответствующих ожиданий и социальной востребованности успехов детей, недостатком своевременной и адекватной помощи взрослых; недостаточной информированностью родителей в области коррекционно-развивающего обучения.
Направляя работу педагогического коллектива по формированию учебной мотивации у обучающихся, стараюсь тесно увязать это направление деятельности с коррекционно-развивающий работой учителя. Осуществляя работу по коррекции тех или иных отклонений в психическом развитии ученика с ЗПР, учителя совместно с другими участниками педагогического процесса (родителями, врачами, педагогом-психологом, учителем-логопедом, социальным педагогом, воспитателем) создают такие условия его развития, при которых индивидуальность ребенка может проявиться в полной мере. Это со временем поднимает ребенка на оптимальный для него уровень развития.
Условиями, способствующими формированию учебной мотивации являются:
- небольшая численность класса;
- активное включение родителей в процесс развития их детей;
- развитие познавательных интересов;
- формирование адекватной самооценки детей через сравнение с самим собой, собственным ростом и успехами;
- оценка индивидуальной динамики личностного развития ребенка;
- коррекционно-развивающая направленность учебного процесса.
Методами изучения мотивации являются:
- длительное изучение и наблюдение учителя за повторяющимися поступками и различными проявлениями мотивации учащихся;
- индивидуальное занятие с учеником в виде дополнительного занятия;
- предъявление заданий различного уровня сложности, в том числе повышенного;
- обучение методом подсказок;
- предъявление аналогичного задания;
- изменение формы предъявления задания (например, в словесной и наглядной форме);
- постановка в ситуацию нравственного выбора;
- проведение привычных для ребят видов работ.
Анализ работы педагогического коллектива за два последних учебных года по формированию учебной мотивации у обучающихся показал, что ее формирование может эффективно осуществляться под влиянием всей системы педагогических воздействий через соответствующую организацию деятельности ученика и через содержание его деятельности. При формировании учебной мотивации должно учитываться возрастное своеобразие ведущей деятельности (учебной деятельности), актуальный уровень развития этой ведущей деятельности. Таким образом, через включение ребенка в активные виды учебной деятельности процессу формирования учебной мотивации придается конструктивный характер.
Поскольку сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться, является учебный успех, в содержание обучения рекомендую включать программный материал оптимальной степени сложности, требующий от ученика достаточного интеллектуального напряжения, но, безусловно, доступный обучающимся как по темпу, так и по характеру деятельности.
Важными особенностями содержания обучения становятся выделение в каждой теме главного базового материала, подлежащего многократному закреплению, а также дифференциация учебных заданий в зависимости от коррекционных задач.
Содержание изучаемого материала предусматривает обогащение и систематизацию словаря, развитие речи. Познавательные и эмоционально-личностные особенности детей с ЗПР обуславливают своеобразный подход к отбору содержания изучаемого материала, при котором на первый план выдвигается содержание, которое обеспечивает формирование положительных мотиваций к учению, яркие эмоциональные проявления, расширение кругозора, дополнительную подготовку к освоению богатства родного языка. Такое содержание дает возможность достаточно частого осуществления предметно-практической деятельности, усвоения теоретических знаний посредством обогащения чувственного опыта, организации наблюдений природных и социальных явлений, особенностей родного слова.
Важными принципами коррекционного обучения, влияющим на заинтересованность ребенка в успехе, на желание учиться, прикладывать для этого усилия, являются:
- Безусловная личная поддержка ученика учителем: доброжелательное, ровное отношение к ученику, постоянное стимулирование у него возможности достичь успеха, дать возможность ребенку почувствовать свою состоятельность в какой-либо деятельности, найти возможность проявить себя с хорошей стороны, завоевать уважение сверстников;
- Принцип субъективного отношения к ребенку: педагог принимает во внимание, что объект надо исправлять, а субъекту можно дать возможность для самоизменения, для сознательной регуляции деятельности и поведения. Однако это осуществимо лишь в том случае, если ребенком движут познавательные мотивы учения. Если же учебно-познавательные мотивы не сформированы, то ребенок свои действия сознательно не контролирует. Поэтому актуальными являются упражнения, направленные на стимуляцию самоконтроля. Особое внимание следует уделять развитию у детей способности к самостоятельной оценке собственной работы. Если учитель проявляет к ребенку неподдельный интерес, доброту, искреннее внимание и веру в него, то он почувствует доверие к взрослому и также поверит в свои силы. В.Я. Ляудис отмечает, что "учебные взаимодействия учителя с учеником являются ведущей переменной процесса обучения и обуславливают как характер мотивации, так и эффективность формирования познавательных действий учащихся";
- Принцип индивидуального подхода к каждому ученику. Для формирования оптимальной для успешности обучения мотивации необходима специальная работа учителя с ребенком, по тем или иным причинам нуждающимся в индивидуальном внимании. Оказание педагогом необходимой помощи с учетом индивидуальных проблем ребенка не только помогают последнему почувствовать свои возможности, стать увереннее, но и стимулирует его развитие, обеспечивает переход зоны ближайшего развития на "уровень актуального развития". Знания должны вызывать живой интерес, недопустимы порицания детей за неуспех, а успех должен переживаться совместно с учителем как радость.
Таким образом, условием активизации мотивации учения является наличие в учебно-воспитательном процессе процедур, обеспечивающих формирование позитивных отношений " учитель-ученик", "ученик-ученик", "ученик - классный коллектив". Другими словами, развитие субъект-субъектных отношений между обучающим и обучающимся является необходимым условием, обуславливающим генезис мотивации. В этом случае у ребенка появляются учебно-познавательные мотивы, меняется его самооценка, а это является предпосылкой для того, чтобы ребенок стал субъектом учебной деятельности с адекватной самооценкой. Уверенность в безусловном принятии себя как личности и позитивные отношения со сверстниками приведут к нормализации самооценки и эмоционального состояния ребенка, к формированию положительной мотивации учения.