Инновационные педагогические технологии психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с тяжелыми нарушениями речи в условиях ГБОУ СО "ЦПМСС "Речевой центр"

Храмова Марина Николаевна, учитель-логопед ГБОУ СО "ЦПМСС "Речевой центр" г. Екатеринбург

В настоящее время контингент детей с речевыми нарушениями, начинающих школьное обучение в Речевом центре, существенно изменился как по состоянию речевого развития, так и по уровню подготовленности к систематическому обучению. Эти изменения обусловлены возросшей распространенностью органических форм речевой патологии, нередко в сочетании с другими (множественными) нарушениями психофизического развития. Картина речевых нарушений обучающихся характеризуется утяжелением структуры речевого дефекта, множественными нарушениями языковых систем в сочетании с комплексными анализаторными расстройствами.

Нарушения в формировании речевой деятельности учащихся негативно влияют на все психические процессы, протекающие в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой и регуляторной сферах. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. У части обучающихся с ТНР низкая активность припоминания может сочетаться с дефицитарностью познавательной деятельности.

Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Для обеспечения результатов по достижению выпускником начальной и основной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребенка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья применяют следующие инновационные технологии:

1. Формирование понятийного мышления.

За прошедшие годы педагогами Центра были выявлены наиболее эффективные приёмы и методы обучения, способствующие развитию понятийного мышления: мозговая атака в письменной или устной форме; составление карты мыследеятельности; работа в парах и группах; моделирование; построение блок-формул; построение "дерева" темы; задание на определение в списке слов-фактов, понятий, правил, законов; рефлексивная дискуссия и др.

Основные направления коррекционной работы по формированию познавательной деятельности и речи у учащихся: осуществление планомерного анализа конкретного объекта или явления; сравнение предметов по определённому плану, выделение общих и отличительных признаков; классификация предметов (их изображений) на группы на основании родового признака; называние групп однородных предметов обобщающими словами; развитие обобщающих представлений об основных свойствах предметов; анализ и синтез получаемых знаний на уроках; установление причинно-следственных и логических связей между предметами и явлениями окружающие действительности; формирование умения объяснять понятия по предметам; учёт многозначности слов русского языка; обогащение словаря и развитие связной речи в предметно-практической деятельности; опора на целеполагание и планирование на каждом этапе урока.

2. Технология "Коррекция фонетико-фонематической стороны речи на основе формирования и расширения семантических полей слов, развития их валентностей, функции словоизменения", разработанная под руководством профессора кафедры психопатологии и логопедии З.А.Репиной. Становление фонетической стороны речи идёт через формирование её лексико-грамматической стороны, т.е. овладение комплексом ассоциаций, возникающих вокруг слова. Этот комплекс ассоциаций и является тем семантическим полем, по типу которого в памяти ребёнка располагается словарь.

3. Технология развивающего обучения.

Одним из средств, облегчающих, систематизирующих и направляющих процесс усвоения нового материала, является наглядное моделирование (система условных обозначений – пиктограмм), то есть воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Метод моделирования, разработанный Д.Б. Элькониным, вызывает заинтересованность учащихся, помогает решить проблему быстрой утомляемости и потери интереса к занятию, которые характерны для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР); облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала; применяя графическую аналогию, дети учатся видеть главное, систематизировать полученные знания.

Пиктограммы помогают ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст и т.д.), научиться работать с ними. Это особенно важно для детей, имеющих заключение ТНР, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

4. Информационно-коммуникативные технологии
Начиная с 2014 года, все учителя - логопеды "Речевого центра" внедрили в практику работы компьютерную программу "Мультимедийное обеспечение для неслышащих и слабослышащих детей с нарушениями речи "Живой звук 3.01". Данная программа включает в себя специально подготовленный набор учебно-коррекционных модулей, которые направлены на помощь детям с нарушениями слуха и речи разной степени тяжести и происхождения (голоса, дыхания, звукопроизношения) при таких нарушениях, как ринолалия, алалия, дизартрия, заикание.

Речевой материал представлен таким образом, чтобы у ребенка была возможность самопроизвольного усвоения определенных речевых закономерностей. Значительное внимание уделяется такой интеллектуальной деятельности как формирование способности мгновенно устанавливать ассоциативные связи между словами, прогнозировать речь. Практически все модули направлены на развитие памяти (образной, моторной, словесно-логической). Особую значимость в программе "Живой звук" приобретают задачи, связанные со стимулированием развития логического мышления и речи, а так же такие, которые активизируют деятельность самого ребенка, что обеспечивает устойчивый интерес обучающихся к этой программе.

  • 00001
  • 00002
 

Поиск

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич Сметанин