Петрова Елена Геннадьевна, учитель-логопед, "Новоуральская СКОШ № 59", Новоуральск
Методическая разработка занятия по теме: "Автоматизация звуков Р - РЬ в связной речи" для 2 класса составлена в соответствии с требованиями коррекционно-развивающей образовательной программой "Логопедия" для обучающихся с ЗПР.
Данное занятие проведено с обучающимся, имеющим логопедическое заключение: "Смешанная форма дисграфии, дислексии, обусловленная ОНР III уровня, ст. ф. дизартрии".
Целью занятия было: создание организационных и содержательных условий для формирования у детей знаний об особенностях произношения звуков р - рь, их правильного произношения.
При планировании занятия учитывались индивидуальные особенности обучающегося, требования к подбору лексического материала (насыщенность изучаемыми и правильно произносимыми звуками). Предусматриваются упражнения по закреплению правильного произношения звука на материале слогов, слов, предложений. На занятии отрабатываются ранее пройденные грамматические категории с предъявлением требований к их правильному фонетическому оформлению. При определении содержания занятий предусматривается использование дидактического материала, разнообразных речевых игр.
Тема: "Автоматизация звуков Р – РЬ в связной речи"
Раздел: "Звуки речи"
Перспективная цель: Создание организационных и содержательных условий для формирования у детей знаний об особенностях произношения звуков р – рь, их правильного произношения, умении определять наличие и место звуков в слове в процессе смены видов деятельности.
Актуальная цель: Создание организационных и содержательных условий для формирования у обучающихся представления о том, что обозначает слово, на какой вопрос отвечает в процессе смены видов деятельности.
Задачи:
-
Образовательные:
- формирование умения различать и определять место звуков и букв р-рь в слогах, словах в процессе звуко-буквенного анализа;
-
Развивающие:
- развивать навыки звукового анализа при определении места звука в слове;
- содействовать развитию умения осуществлять самопроверку при работе с деформированными предложениями.
-
Воспитательные:
- воспитание навыка самоконтроля за речью в процессе коммуникативной деятельности;
- воспитание умения работать в коллективе в процессе практической деятельности.
-
Коррекционные:
- развитие речевой моторики в процессе выполнения артикуляционной гимнастики и тренировки правильного произношения звуков р-рь в связной речи;
- коррекция и развитие фонематического восприятия, анализа, представлений в процессе смены видов деятельности.
Оборудование: Предметные и сюжетные картинки, плоскостные фигурки, опорные схемы произношения звуков р-рь, индивидуальные зеркала, тетради с печатной основой.
Технологическая карта коррекционного занятия
Предмет, тема, класс |
Методы
|
Тип и вид урока |
Планируемые результаты |
|
Система средств обучения |
|||
Личностные |
Метапредметные
|
Виды учебной деятельности |
||||||
|
|
|
Регулятивные |
Познавательные |
Коммуникативные |
|||
Предмет: «Логопедия»
Тема: "Автоматизация звуков Р – РЬ в связной речи"
2 класс
|
Наблюдение деятельностный, словесный, наглядный, практичес- кий. |
Тип-комбинированный. Вид-деятельностный |
Осознание детьми значимости умения правильного произношения звуков Р-Рь в словах, словосоч.-х и предложениях, умения их различать. |
Учатся формулировать учебную задачу и удерживать её, применять установленные правила, создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера, узнавать, называть и определять объекты в соответствии с окружающей действительностью осуществлять классификацию по заданным критериям
|
Учатся самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель,осуществлять поиск и выделение необходимой информации, понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить устный ответ, осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, распознавать объекты, выделяя существенные признаки; синтез, сравнение, сериация. |
Учатся задавать вопросы и отвечать на них, формулировать свои затруднения,слушать собеседника,вести устный диалог в соответствии с нормами родного языка, строить монологичное высказывание, прини мать участие в работе парами. |
Слушают объяснения учителя;
выполняют практическую работу в режиме диалога;
работают с опорными схемами произношения звуков;
работают с предметными и сюжетными картинками;
работают в парах;
выполняют письменные упражнения |
Предметные и сюжетные картинки. Плоскостные фигурки. Опорные схемы произношения звуков Р-РЬ. Индивидуальные зеркала. Тетради с печатной основой
|
Этап урока |
Организационно- технологический блок |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
1.Самоопределение к учебной деятельности |
Задачи - организовать, подготовить, учащихся к работе на уроке; обеспечить благоприятный микроклимат на уроке; Форма – фронтальная; Средства – языковые; Результат – готовность к уроку, положительный настрой на работу; Прием контроля – зрительный, устный; Принцип – психологической комфортности. |
Создает положительную мотивацию к уроку, включает учащихся в учебную деятельность, . Учитель напоминает детям пословицу об учении, актуализируются знания о том, чему учились на прошлых занятиях |
Настраиваются на урок. Дети объясняют смысл пословицы, Вспоминают то, что учились правильно произносить звуки речи. |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. |
Задачи- актуализировать знания учащихся о звуках Р-РЬ при выделении их из слов, в пробном действии произнести эти звуки в слогах и словах; фиксировать затруднение в деятельности, определить тему занятия. Форма – фронтальная. Средства – языковые, наглядные. Результат – воспроизведение знаний, умений. Приемы контроля – устный. Принцип – деятельности.
|
Актуализирует соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы учащихся. Мотивирует учащихся к пробному учебному действию (произношение звуков Р-РЬ в слогах и словах) и его самостоятельному осуществлению. Логопед выставляет плоскостные фигур ки Петрушки и стражников у ворот города мастеров звукопроизношения. Логопед с помощью сказочных героев рассказывает о том, как Петрушка не смог по характеристике произношения отгадать о каких звуках идёт речь. Логопед уточняет у учеников, о каких звуках идёт речь. Спрашивает какая тема занятия. Через проговаривание чистоговорок со звуками Р-РЬ логопед помогает детям фиксировать индивидуальное затруднение при произношении звуков Р-РЬ |
Актуализируют имеющиеся знания и способы действия, фиксируют индивидуальные затруднения в выполнении пробных действий. Слушают рассказ логопеда о том, как Петрушка не смог по характеристике произношения отгадать о каких звуках идёт речь. Называют звуки о которых говорили стражники. Называют тему занятия. Ученики фиксируют индивидуальное затруднение при произношении звуков Р-РЬ в чистоговорках |
3.Выявление места и причины затруднения |
Задачи – выявить место и причину затруднения, определить цель занятия. Форма – фронтальная. Средства – языковые, наглядные. Результат – выявление, проговаривание, осознание места и причины затруднения. Приемы контроля – устный. Принцип – деятельности. |
Помогает восстановить выполненные операции (анализ опорных схем произношения) и зафиксировать место-шаг, где возникло затруднение (пункт №5, №6) Предлагает вспомнить характеристику произношения звуков Р-РЬ по опорной схеме. Логопед выясняет у обучающихся цель занятия. Организует проведение артикуляционной гимнастики, произношение звуков Р-РЬ в чистоговорках. Помогает зафиксировать место-шаг, где возникло затруднение при произношении звуков (пункт №5, №6)
|
Соотносят свои действия с используемым способом действий (анализ опорных схем произношения) и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения (пункт №5,6) Дают характеристику произношения звуков Р-РЬ по опорной схеме. Обучающиеся называют цель занятия: тренировать правильное произношение звуков Р-РЬ. Выполняют артикуляционную гимнастику, произносят звуки Р-РЬ в чистоговорках, фиксируют место-шаг, где возникло затруднение при произношении звуков (пункт №5, №6) |
4.Построение проекта выхода из затруднения.
|
Задача – создать алгоритм рассуждения при уточнении места-шага, где возникло затруднение в произношении звуков Р-РЬ. Форма – фронтальная. Средства – языковые, наглядные. Результат – создание алгоритма рассуждения при уточнении места-шага, где возникло затруднение в произношении звуков. Приемы контроля – устный. Принцип – деятельности, творчества. |
Логопед помогает создать алгоритм рассуждения при уточнении места-шага, где возникло затруднение в произношении звуков Р-РЬ. С помощью подводящего диалога логопед помогает детям создать алгоритм рассуждения при уточнении места-шага, где возникло затруднение в произношении звуков Р-РЬ.
|
Обучающиеся создают алгоритм рассуждения при уточнении места-шага, где возникло затруднение в произношении звуков Р-РЬ. Обучающиеся создают алгоритм рассуждения при уточнении места-шага, где возникло затруднение в произношении звуков, используя опорные схемы.
|
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
|
Задачи – закрепить знания на новый способ действия, с проговариванием вслух алгоритма рассуждения при уточнении места-шага, где возникло затруднение в произношении звуков Р-РЬ. Форма - фронтальная. Средства – языковые, наглядные. Результат – выполнение задания на новый способ действия. Приемы контроля - устный. Принцип – деятельности. |
Организует выполнение заданий на новый способ действий. Педагог рассказывает ребятам о том, как Петрушка предлагает с собой взять только те предметы, в названии которых слышится звук Р-РЬ, контролирует правильность использования алгоритма рассуждения при уточнении места-шага, где возникло затруднение в произношении звуков Р-РЬ. Спрашивает, что обозначают слова, называющие эти предметы, и какой они части речи
|
Выполняют в форме коммуникатив ного взаимодействия задания на новый способ действия, с проговариванием вслух алгоритма рассуждения при уточнении места-шага, где возникло затруднение в произношении звуков Р-РЬ. Учащиеся с помощью наложенных друг на друга изображений предметов называют только те, в которых есть звуки Р-РЬ, используют алгоритм рассуждения при уточнении места-шага, где возникло затруднение в произношении звуков Р-РЬ. Уточняют что обозначают эти слова и какой они части речи, находят лишнее слово. |
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Физминутка. |
Задача – Выполнить задание нового типа, осуществить его самопроверку, выявить и корректировать возможные ошибки. Форма- работа в парах Средства- языковые, наглядные Результат- самостоятельное выполнение задания нового типа. Приемы контроля- устный Принцип- деятельности. |
Организует исполнительскую рефлексию хода реализации построенного проекта учебных действий. Логопед предлагает ученикам, по картинкам, назвать профессии людей, живущих в городе мастеров звукопроизношения и угадать, кто в каком доме живёт. Если в названии профессии звук «Р» находится на первом месте слова – он живёт в 1-м доме, если на втором, то в следующем доме, если в названии профессии звук «Р» стоит на третьем месте слова, этот человек живет в третьем доме и т. д. Объяснил, что помогут схемы слов. Квадратик синего цвета указывает на каком месте звук «Р» в слове. Звуковая линейка поможет определить место звука. Далее помогает выявить и скорректировать возможные ошибки, пошагово используя алгоритм рассуждения и опорные схемы произношения. |
Самостоятельно выполняют задание нового типа, осуществляют его самопроверку, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения. Ученики называют профессии людей, живущих в городе мастеров звукопроизношения и угадывают, кто в каком доме живёт, соотнося местоположение звуков Р-РЬ в словах- названиях профессий. Стараются правильно произносить звуки Р-РЬ. Осуществляют самопроверку Корректируют возможные ошибки, пошагово используя алгоритм рассуждения и опорные схемы произношения.
|
7. Включение в систему знаний и повторение. |
Задача – Тренировать использование изученного ранее материала. Форма- фронтальная Средства- языковые, наглядные Приемы контроля - устный Принцип - деятельности |
Дает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала. Логопед организует работу со словами – антонимами, помогает ученикам образовать относительные прилагательные, подбирать однокоренные слова к слову рыбак, восстанавливать деформированные предложения и предложения с пропущенной буквой Р. Уточняет с учениками то, на какой пункт опорной схемы надо обратить внимание при произношении звуков Р-РЬ.
|
Автоматизируют умственные действия по изученным нормам (алгоритм и опорные схемы). Обучающиеся выполняют работу со словами – антонимами и учатся образовывать относительные прилагательные, подбирать однокоренные слова к слову рыбак, восстанавливать деформированные предложения и предложения с пропущенной буквой Р. Уточняют то, на какой пункт опорной схемы надо обратить внимание при произношении звуков Р-РЬ.
|
8.Рефлексия учебной деятельности. |
Задача – . Фиксировать новое содержание, изученное на уроке Форма- фронтальная Средства- языковые, наглядные Приемы контроля- устный Принцип- деятельности |
Фиксирует новое содержание, изученное на уроке, помогает организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. Логопед выясняет у обучающихся то, какую цель ставили сегодня на занятии. Спрашивает, достигли ли они поставленной цели, какие допускались ошибки, над чем ещё необходимо поработать. |
Фиксируют новое содержание, изученное на уроке, проводят рефлексию и самооценку собственной учебной деятельности. Соотносят цель учебной деятельности и ее результаты, определяют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности. Обучающиеся называют цель, поставленную на занятии. Анализируют собственную деятельность, отмечая успешность выполнения заданий. Говорят о том, над чем необходимо ещё поработать. |
Список литературы:
- Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3 – х ч. Ч.1: Устная связная речь. Лексика. Ч. 2. Предложение . Текст: пособие для логопеда / под ред. Р. И. Лалаевой. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2008. -302 с.: ил –(Коррекционная педагогика)