Организация комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения в С(К)ОУ в условиях введения ФГОС ОО

Чиж Владимир Владимирович, доцент кафедры методологии и методики образования детей с ОВЗ, оставшихся без попечения родителей, ГАОУ ДПО СО "Институт развития образования", Екатеринбург

Полноценное развитие ребенка – одна из важнейших задач образования на современном этапе, которая требует поиска наиболее эффективных путей её достижения. Защита прав человека на охрану и укрепление здоровья, на сво-бодное развитие в соответствии с индивидуальными возможностями становятся сферой деятельности, в которой тесно переплетаются интересы родителей, медицинских работников, педагогов, психологов, различных социальных институтов, всего общества в целом.

Cовершенствование системы образования в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании", Концепцией модернизации российского образования, Федеральными государственными требованиями, Федеральными государственными образовательными стандартами требует построения адекватной системы психолого-медико-педагогического сопровождения, внедрения в практику работы общеобразовательных учреждений комплексных мер, направленных на своевременное оказание психолого-педагогической помощи ребенку с ОВЗ.

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

  1. Защита прав и интересов личности обучающихся, обеспечение благоприятных условий их психического и физического развития и обучения, поддержка и содействие в решении психолого-педагогических и медико-социальных проблем.
  2. Квалифицированная комплексная диагностика возможностей и особен-ностей развития ребенка с целью как можно более раннего выявления детей, требующих особого внимания специалистов для предупреждения возникновения проблем в обучении и развитии.
  3. Содействие ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: реализация программ преодоления трудностей в обучении, нарушений эмоционально-волевой сферы, проблем взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями; содействие выбору образовательного и профессионального маршрута.
  4. Участие специалистов в разработке образовательных программ, адекватных возможностям и способностям обучающихся.
  5. Развитие психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса – обучающихся, педагогов, родителей.
  6. Содействие укреплению взаимопонимания и взаимодействия между всеми субъектами образовательного процесса, содействие педагогическому коллективу в оптимизации социально-психологического климата образовательного учреждения.
  7. Психолого-педагогическая помощь родителям (лицам, их заменяющим), педагогам и воспитателям обучающихся, требующих особого внимания специалистов.
  8. Консультативно-просветительская работа среди обучающихся, педагогов, родителей.
  9. Профилактическая работа и пропаганда здорового образа жизни среди обучающихся, педагогов, родителей.

Потребность в создании системы психолого-медико-педагогического сопровождения учебного процесса возникает в ситуации увеличения детей с ограниченными возможностями здоровья и необходимости их интеграции в естественную социальную среду. От администрации школы, педагогического коллектива, школьной социально-психологической службы требуется грамотное выстраивание образовательного и воспитательного процессов для детей с отклонениями в развитии и нормальным психофизическим развитием. Особо значимым является комплексное индивидуальное сопровождение развития, обучения ребёнка для его дальнейшей успешной адаптации в социальном пространстве. Комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся, воспитанников в образовательном учреждении способен осуществить психолого-медико-педагогический консилиум.


 На сегодняшний день существует ряд проблем психолого-медико-педагогического сопровождения в образовательном учреждении:

  • низкий уровень и несвоевременность диагностики и коррекции из-за нехватки необходимого штата квалифицированных специалистов;
  • недостаточно решены вопросы преемственности в работе специали-стов дошкольных образовательных учреждений и учителей начальной школы, учителей начальной школы и среднего звена;
  • отсутствие контроля за динамикой развития и качеством усвоения учебного материала учащимися с ОВЗ в условиях интегрированного образования;
  • отсутствие специальных педагогических знаний учителей общеобра-зовательных классов о типологических особенностях школьников с ограниченными возможностями здоровья;
  • низкий уровень заинтересованности родителей детей с ОВЗ в организации необходимой своевременной медицинской или специальной педагогической или психологической помощи.

Не во многих образовательных учреждениях сложилась чёткая система работы школьного ПМПк. В некоторых школах консилиумы действуют как малые педсоветы, психологи и медики не играют весомой роли в разрешении проблем учеников. Само заседание консилиума может не иметь подготовительного диагностического этапа, превращаясь в репрессивное мероприятие. В некоторых школах нет заинтересованности администрации в комплексной командной работе специалистов консилиума, поэтому ответственность за результаты работы ПМПк возлагается на отдельного специалиста или специалистов (педагога-психолога, дефектолога, логопеда).

Поиск

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич Сметанин