Особенности психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ в условиях реализации ФГОС

Вязовик Лариса Николаевна, педагог-психолог, Верхнесалдинская СКОШ, Верхняя Салда

За последние годы значительно возросло количество учащихся Верхнесалдинской СКОШ, имеющих серьёзные нарушения в личностном и в познавательном развитии, имеющих сложный дефект. Выявляется высокий уровень психической "травматизации" членов семей вследствие рождения ребёнка с отклонениями в развитии. Прослеживается и отсутствие как мотивов к оказанию помощи проблемному ребёнку, так и элементарных психолого-педагогических знаний у родителей.

"Беда" многих современных родителей - это слабые педагогические знания, отстранённость, причины которых скрыты, прежде всего, в отсутствии элементарных психолого - педагогических знаний и нежелании родителей разобраться в сложном мире ребёнка.

Иногда причиной такой пассивности становится и нежелание принять поставленный ребёнку диагноз, да и порой стеснение, "у меня не такой ребёнок, как у всех".

Поэтому успех в воспитании и обучении детей во многом зависит от того, как организована педагогическая помощь и просвещение родителей в коррекционной школе. Так родители помимо педагогических знаний получают возможность применять эти специальные знания во время занятий с детьми.

Работая с семьей ученика коррекционной школы, необходимо помнить, что родители являются самыми важными участниками коррекционно–педагогического процесса. Его успешный результат будет зависеть от многих причин, и не в последнюю очередь от того, насколько правильно будут построены взаимоотношения между специалистами и родителями. Вследствие выявленных проблем в работе с детьми со сложным дефектом мною были определены цели и задачи в своей работе.

Цель: Оптимизация внутрисемейных отношений через различные формы работы с родителями в деятельности педагога-психолога коррекционной школы.

Задачи:

  1. Коррекционно-просветительская и психолого-педагогическая помощь родителям учащихся с нарушением эмоционально-волевого и познавательного-личностного развития.
  2. Взаимодействие специалистов школы по проблеме.

Понятие о развивающихся взаимодействиях в школе и семье, где каждый из её членов не только содействует развитию другого, но и находит условия для собственного личностного развития, легло в основу моей работы с родителями. Непрерывная связь с родителями осуществляю в нашей школе с помощью разнообразных активных форм работы.

Работу с родителями выстраиваю как в традиционных формах консультирования и просвещения, так и в форме совместных (родители и дети) тренингов, праздников, викторин по развитию навыков общения, сотрудничества, разрешения конфликтов. ("Вот и стали мы на год взрослее", 2кл., 2014, "Лучше мамы в мире нет", 2012, 3кл, "Давайте познакомимся", 1 класс, 2014, "Игры, которые учат",2014, 2 класс" и др.). Провожу для родителей практикумы с участием детей, открытые занятия, организую выставки детских работ.

Полезным для развития коммуникативных умений и навыков, демонстрации детьми достигнутых умений и навыков, сплочения детско-родительского коллектива оказались познавательные праздники.

К праздникам предъявляются следующие требования: познавательно - речевой основой становится то, что готовилось дома детьми с их родителями; максимальная активность родителей и детей. Сценарии пишу и разрабатываю сама, затем вместе с учителями - Брызгаловой Л.В., Алексеевой Г. П., Константиновой М.С., Ильиных О.Г., Карасёвой Н.В., берём на себя организационные моменты, а роли исполняют дети и родители. Тематика праздников следующая: " Путешествие по Радуге", "Лучше мамы в мире нет", "Вот и стали мы на год взрослее", "Мой папа самый лучший", - охватывает разные стороны познавательно-речевого развития ребёнка.

Очень удачными, на мой взгляд, являются театральные миниатюры и постановки с грамматическим содержанием. Дети и родители соревновались в изображении и показе сказочных героев из сказки "Репка", "Теремок"(8 а класс), а на встрече с мамами дети показали родителям сценки-миниатюры.

Не передать ту атмосферу праздничного веселья и радости, сколько приносит участие самих родителей в постановках и спектаклях. На таких мероприятиях родители становятся не просто сторонними наблюдателями, но и активными участниками.

Мною также составлена и реализуется программа "Школы для родителей", целью работы которой является теоретическое консультирование и оказание практической помощи в развитии и воспитании детей-инвалидов. Посещение такой школы родителями за последние 2 года составляет почти 100%. Увеличилось на 30% совместное участие детей и родителей в городских и областных творческих конкурсах.

Одной из основных форм взаимодействия педагога-психолога с родителями является тетрадь для домашних заданий. Тетрадь заполняется раз в неделю, для того чтобы занятия в семье проводились систематично и не в ущерб здоровью ребёнка. Более 80%родителей считают целесообразным и необходимым закреплять полученные знания дома через тетради взаимодействия и игровые формы работы, которые я им еженедельно предлагаю.

Для консультирования родителей я использую папки-передвижки. Папка-передвижка представляет собой сменяемый 2-3 раза в год материал с практическими советами и рекомендациями, который передаётся от семьи к семье внутри класса. Папки-передвижки могут быть как групповые, так и индивидуальные. В папку помещаются материалы, подобранные с учётом индивидуальных особенностей ребёнка, с практическими рекомендациями семье, позволяющими родителям выработать индивидуальный подход к своему ребёнку, глубже строить с ним взаимоотношения в период школьного детства. Тематика статей следующая: "Если ребёнок лжёт…", "Золотые правила педагогики", "Как помочь ребёнку стать счастливым", "Как помочь гиперактивному ребёнку" и другие).

В 2013-2014 учебном году мною подготовлен методический сборник разработок и конспектов нетрадиционных и интегрированных собраний и встреч с родителями по оптимизации детско-родительских отношений. Это, в свою очередь, нацелит родителей на использование гармоничных моделей воспитания, а в перспективе обеспечит оптимальную социальную адаптацию ребёнка.

Этими разработками смогут воспользоваться педагоги и воспитатели коррекционных школ в своей работе.

Просветительская деятельность, проводимая в течение данного периода, имеет положительные результаты по уровню осведомленности родителей в вопросах обучения и воспитания

По результатам анкетирования, наиболее продуктивными формами взаимодействия семьи и ОУ родители считают: консультации - 70%, дни открытых дверей - 85%, практикумы - 80% и совместные мероприятия с детьми - 95%.

На сегодняшний день проблема сотрудничества педагога – психолога с родителями становится более актуальной и имеет приоритетное направление. Считаю, что эффективность коррекционного процесса по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья обеспечивается при наличии следующих условий:

  • установление партнерских отношений с родителями каждого ребенка, создание атмосферы общности интересов эмоциональной взаимоподдержки;
  • осуществление информационно-просветительской работы, пробуждение в родителях интереса и желания участвовать в коррекционном процессе;
  • обучение родителей конкретным приемам домашней коррекции эмоционально-волевых и познавательных проблем;
  • разработка новых форм взаимодействия с родителями.

И, наконец, последнее. Сама проблема содружества школы и семьи не нова. Но сегодня она носит творческий характер через дифференцированный подход к семье и детям. Этому надо продолжать учиться.

  • 00001

Поиск

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич Сметанин