Панова Ирина Геннадьевна, педагог-психолог, "Новоуральская СКОШ №59", Новоуральск
Формирование культуры здорового образа жизни является одним из ценностных составляющих, способствующих духовно-нравственному развитию ребёнка, в соответствии с требованиями ФГОС. В утверждённом ФГОС начального общего образования определена необходимость учёта познавательных, коммуникативных, личностных и эмоциональных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Особенностью обучения детей с ОВЗ является необходимость организации психолого-медико-педагогического сопровождения, в том числе и духовно-нравственного развития и воспитания, которое включает в себя:
- обеспечение психолого-педагогических условий сопровождения образовательного процесса детей с ОВЗ;
- обеспечение дифференцированных здоровьесберегающих условий;
- разработка рабочих программ обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения психического и (или) физического развития в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии.
Программы, направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, предусматривают разные формы организации работы:
- интеграцию в базовые образовательные дисциплины;
- проведение часов здоровья;
- факультативные занятия;
- занятия в кружках;
- проведение досуговых мероприятий: конкурсов, праздников, викторин, экскурсий, т. п.;
- организацию Дней здоровья.
Одним из компонентов формирования культуры здорового и безопасного образа жизни является взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся. Важна не только просветительская работа по вопросам формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в семье, но и привлечение к совместной деятельности с детьми, с целью расширения сферы социального взаимодействия родителей (законных представителей) и ребенка с ОВЗ.
В рамках ФГОС возникла необходимость в разработке новых форм работы, стимулирующей активные формы познания, которые соответствуют личностным, регулятивным, познавательным и коммуникативным универсальным учебным действиям, обеспечивают продуктивное взаимодействие всех участников образовательного пространства (специалисты, педагоги, обучающиеся и их родители) и способствуют организации перспективных методов развития личности ребенка с ОВЗ.
Поэтому нами была выбрана такая организация работы, которая позволила включить в себя разные формы деятельности: межпредметное изучение темы, совместное выполнение проекта с родителями, привлечение специалистов разного профиля, защита результатов работы обучающимися на конкурсе проектов.
Проект "Дорожка здоровья" предполагает совместное создание массажной (сенсорной) дорожки детьми и их родителями. Выполнение проекта имеет многоцелевую установку, он ориентирован на формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни и реабилитацию детей с ограниченными возможностями здоровья. Полезность проекта в том, что готовый продукт можно использовать в образовательной среде (на уроках во время физ. пауз, после дневного сна и т.д.). Хождение по сенсорным дорожкам позволяет освоить новые ощущения, развивает тактильное восприятие и улучшает зрительно-моторную координацию, стимулирует точки акупунктуры и способствует правильному формированию стопы. Также, путем стимуляции органов чувств и активизации мелкой и общей моторики, активизируются мыслительные процессы ребенка, развивается саморегуляция, происходит улучшение функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем, что благоприятно влияет на психическое и физическое здоровье детей.
Готовые проекты были представлены на Конкурсе проектов. Участниками конкурса стали обучающиеся первых классов. Дети презентовали работу в соответствии с планом защитного слова (название проекта, с кем он выполнялся, описание готовой работы, какие материалы использовались), кроме того по желанию дети могли внести дополнения в виде стихотворений, песни или собственных выводов.
Таким образом, одним из наиболее эффективных путей формирования культуры здорового и безопасного образа жизни является активная практическая (творческая) работа обучающихся и их родителей, направляемая и организуемая педагогами, воспитателями, психологом. Такая работа развивает способность понимать состояние ребенка с ОВЗ, способствует соблюдению правил гигиены и здорового питания, обучает рациональной организации режима дня, и двигательной активности в семье.
Использование разнообразных способов познания обучающихся и применение на практике результатов своей деятельности, способствует активной и успешной социализации ребёнка с ОВЗ в образовательном учреждении. Однако только знание основ здорового образа жизни не обеспечивает и не гарантирует их использования, если это не становится необходимым условием ежедневной жизни ребёнка в семье. Поэтому последовательное вовлечение обучающихся и их родителей (законных представителей) в систему ценностей здорового и безопасного образа жизни позволит выйти на новый уровень духовно-нравственного развития детей с ОВЗ.
Список литературы
- Никольская О.С., Малофеев Н.Н., Кукушкина О.И. Концепция СФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья. Серия: Стандарты второго поколения – М.: Просвещение, 2014. – 42с.
- Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005. – 336с.
- Дыхан Л.Б. Теория и практика здоровьесберегающей деятельности в школе.-Ростов н/Д: Феникс,2009.- 412