Развитие навыка осознанного чтения у учащихся с ОВЗ

Бобровская Наталья Ивановна, учитель-логопед, "Асбестовская СКОШИ", Асбест

С внедрением ФГОС второго поколения особое внимание уделяется формированию универсальных учебных действий учащихся. В этом отношении важное значение приобретает вопрос формирования смыслового (осознанного) чтения обучения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья. В процессе анализа собственной деятельности я столкнулась с противоречием между увеличением техники чтения и недостаточным пониманием смысла прочитанного младшими школьниками с задержкой психического развития. Между тем, понимание прочитанного (сознательность) является качественной составляющей полноценного навыка чтения.

Выражение "уметь читать" включает в себя широкий спектр понятий: от умения складывать слова в слоги до умения не только прочитать текст, но и осознавать его. Как же научить учащихся осознанно читать и определять уровень понимания прочитанного? Одним из вариантов повышения качества чтения является целенаправленная коррекционная работа - система упражнений, направленная на формирование умений понимать прочитанный текст.

  1. Упражнение "Пропавшие слова": учащиеся читают приготовленный учителем текст и вставляют пропущенные по смыслу слова.
    Стоит жаркая погода. Небо____________, солнце светит__________. Коля и Оля идут гулять в поле. Они слушают пение_________ и собирают _______. Вдруг небо стало темным, оно покрылось большими ________. Дети испугались_________. Они постучались в один __________, чтобы укрыться от сильного____________, так как у них нет с собой___________и их одежда совсем ___________.
  2. Обучение умению прогнозировать содержание текста и развитие смысловой догадки. Учащиеся пробуют определить тему и сюжет произведения, исходя из его названия.
    В. Астафьев "Осенние грусти"
    Г. Скребицкий "Добро пожаловать"
    К.Ушинский "Как рубашка в поле выросла"
    Башкирская сказка "Золотые руки"
  3. Ученикам предлагается текст, в котором содержатся смысловые ошибки, задача детей состоит в том, чтобы быстро выделить неточности, тем самым понять прочитанное.
    В одном доме жила у хозяев пушистая корова Мурка. Однажды Мурка решила погулять - подышать свежим вареньем. Корова вышла на крыльцо, легла и от удовольствия замурлыкала. На дворе было весело: шумно чирикали озорные веники, на заборе стоял красный пастух и гордо кукарекал. Вдруг из кошачьей конторы вылезла большая собака. Мурка испугалась и убежала в дым. 
  4. Упражнение "Собери стихотворение": учащимся необходимо установить не только логические связи стихотворных строк, но и темпо-ритмические.
    а) Я ему на блюдце
    Серого щенка
    налил молока
    Я нашел в канаве
    б) Залепил мне снег
    А ребятам смех
    Всё лицо и руки
    Мне в сугробе горе
  5. Упражнение "Подбери пословицу" Детям необходимо выбрать из предложенных учителем пословиц ту, которая объясняет смысл прочитанного текста.

    а) Собака шла по дощечке через речку, а в зубах несла мясо. Увидала она себя в воде и подумала, что там другая собака мясо несет, - она бросила своё мясо и кинулась отнимать у той собаки: того мяса вовсе не было, а свое волною унесло.
     

    Пословицы:

    Собака - друг человека.
    За чужим погонишься, свое потеряешь.

    б) Лягушка и мышь затеяли ссору. Вышли на кочку и стали драться. Ястреб видит, что они о нем забыли, спустился и захватил обоих.
     

    Пословицы:

    Ссора до добра не доводит.
    Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

  6. Упражнения на установление причинно - следственных связей. Учащимся нужно расположить предложения по смыслу так, чтобы получился связный рассказ.
    Щенок жалобно запищал.
    Там они увидели щенка.
    Витя и Коля гуляли в лесу.
    Щенок поел и уснул.
    Мальчики взяли его домой.
    Коля принес щенку молоко.
  7. Развитие понимания грамматических конструкций.
    Собаку укусила оса. Кто кусался?
    Витю ударил Петя. Кто драчун?
    Лена ждет Сашу. Кто опаздывает?
    Мама зовет дочку домой. Кто дома? Кто задерживается?


     
  8. Упражнение "Найди, кто прячется в строчках"
    Среди кустов царит покой,
    Здесь хорошо бродить одной.

    (овца)
    Внутри снопа укрыт от глаз,
    Спокойно спал я целый час.
    (паук)
  9. Развитие переносного смысла выражений на примере фразеологизмов. Учитель предлагает детям соединить фразеологизм со своим значением.
    Ежовые рукавицы
    Валится из рук
    На руку нечист
    Не покладая рук
    трудиться весь день
    любит воровать
    держать в строгости
    ничего не получается

Приведенные упражнения направлены на формирование навыка осознанного чтения и умения устанавливать смысловые связи в тексте у учащихся с ОВЗ (задержкой психического развития). Задания направлены и на формирование лексического строя речи, так как именно эта работа обеспечивает понимание смысла прочитанного. Осознанное чтение активизирует процессы мышления и является одним из средств успешного обучения детей с проблемами в речевом развитии.

  • 00001
  • 00002

Поиск

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич Сметанин