Якупова Альбина Фанилевна, доцент, ГАОУ ДПО СО "Институт развития образования", Екатеринбург
Актуальность представленной работы обусловлена включением детей с умеренной умственной отсталостью в систему специального образования, тенденцией к увеличению их числа и небольшим количеством исследований, посвященных вопросам обучения и воспитания данной категории детей. В современной теории и практике специального образования основное внимание исследователей обращается на недостатки познавательной деятельности детей с умеренной умственной отсталостью [2,5], на нарушения их двигательной активности [1,7]; устная речь детей с умеренной умственной отсталостью рассматривается в аспектах определения содержания логопедической работы по формированию связной речи [3,6], по формированию коммуникативной функции речи в процессе трудового обучения этих детей [4]; вопросы же формирования диалогической речи у данной категории детей средствами стимулирования познавательной активности остаются нераскрытыми.
В силу того, что одним из побудителей речевого общения, в том числе и общения в форме диалога, является активность самого ребенка, обусловленная его естественными потребностями в информации об окружающей действительности на основе его впечатлений, стимулирование познавательной активности может стать одним из средств формирования диалогической речи у учащихся с умеренной умственной отсталостью.
На основе данных теоретической и методической литературы, результатов первичной диагностики разработана педагогическая технология стимулирования познавательной активности как средство формирования диалогической речи у детей с умеренной умственной отсталостью.
Целью обучения является формирование диалогической речи у детей с умеренной умственной отсталостью посредством стимулирования познавательной активности при взаимодействии с окружающим миром и людьми.
Коррекционно-логопедическая работа включает в себя три основных блока педагогической работы: диагностический, коррекционный и контрольно-диагностический.
Диагностический блок направлен на изучение анамнестических данных, уровня развития познавательной активности и уровня сформированности диалогической речи.
Коррекционный блок включает в себя непосредственную работу по формированию диалогической речи путем стимулирования познавательной активности и разделен на этапы: базовый, предусматривающий формирование и развитие психических процессов, перцептивных действий, сенсорных эталонов, представлений о предметном и окружающем мире и являющийся необходимым на всех остальных этапах работы; I этап, нацеленный на подготовку к элементарной поисковой деятельности на основе освоения практических действий с предметами и на формирование зависимого диалога; II этап, заключающийся в формировании навыка элементарной поисковой деятельности на основе элементарного анализа практических действий с предметами и в формировании диалога сотрудничества, и III этап, направленный на стимулирование самостоятельной элементарной поисковой деятельности на основе познавательной активности ребенка и на формирование самостоятельного диалога.
Контрольно-диагностический блок включает в себя контрольное изучение уровней развития познавательной активности и сформированности диалогической речи у детей с умеренной умственной отсталостью.
Анализ результатов работы по данной технологии показал повышение показателей познавательной активности: дети стали проявлять более устойчивый интерес к многофункциональным предметам, выражать свои эмоции, пытаться по-своему изучить предмет, привлечь взрослого к своей деятельности с целью оказания помощи учащемуся, вербальных не вербальных проявлений стало больше, несколько увеличилось время взаимодействия. Улучшились также показатели сформированности диалогической формы речи как: умение выслушать собеседника и понять его, умение вступить в общение, обратиться к собеседнику, умение учитывать ситуацию общения, умение отбирать языковой материал, неречевые умения, умение общаться в паре.
Таким образом, предложенная педагогическая технология стимулирования познавательной активности как средство формирования диалогической речи у детей с умеренной умственной отсталостью оказалась эффективной.
Список используемой литературы:
- Вайзман, Н. П. Психомоторика детей-олигофренов / Н. П.Вайзман. – М. : Просвещение, 1976.
- Выготский, Л. С. Собрание сочинений в 6-ти томах / гл. ред. А. В. Запорожец. – М. : Педагогика, 1982 – 1984.
- Липакова, В.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с умеренной умственной отсталостью/ В.И. Липакова. Спб.: Союз, 2003.
- Маллер,А.Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью/ А.Р. Маллер, Г.В. Цикото. М.; 2003.
- Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого ребёнка / С. Я. Рубинштейн. М. : Просвещение, 1970.
- Шипицына, Л.М.Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью/ Л.М. Шипицына. Спб.; « Союз», 2004.
- Юровский, С. Ю. Развитие пространственной точности движений у учащихся вспомогательной школы средствами физического воспитания: автореф. дис. …канд. Пед. наук: 13.00.03/ Юровский С. Ю. – М. , 1971.