Индивидуальные программы реабилитации несовершеннолетних находящихся в социально-опасном положении как инструмент социализации и адаптации в рамках проекта ФГОС для обучающихся с ОВЗ

Федоричева Валентина Владимировна, социальный педагог, "Новоуральская СКОШ № 59", Новоуральск

Согласно проекта ФГОС для обучающихся с ОВЗ "В соответствии с отечественной традицией, развивающейся в контексте становления ценностей современного мира, целью образования детей с ограниченными возможностями здоровья в наиболее общем смысле является введение в культуру ребёнка, по разным причинам в настоящее время выпадающего из общеобразовательного пространства". Одной из причин "выпадения ребенка с ОВЗ из образовательного пространства" является его нахождение в социально опасном положении.

С целью профилактики "выпадения ребенка из образовательного пространства" проект ФГОС для детей с ОВЗ рекомендует придать "специфичность содержанию образования, с использованием соответствующих средств, методов, приемов, обеспечением системного психолого-педагогического сопровождения образования ребенка с ОВЗ".

Работа по профилактике безнадзорности и правонарушений в образовательном учреждении осуществляется на основании 120 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОСНОВАХ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ".

Таким образом, педагоги и специалисты школы:

  1. оказывают социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении либо несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении (в ред. Федерального закона от 30.06.2007 N 120-ФЗ);
  2. выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях, принимают меры по их воспитанию и получению ими общего образования (в ред. Федеральных законов от 21.07.2007 N 194-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ);
  3. выявляют семьи, находящиеся в социально опасном положении, и оказывают им помощь в обучении и воспитании детей;
  4. обеспечивают организацию в образовательных организациях общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ);
  5. осуществляют меры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.

Деятельность по реабилитации и адаптации несовершеннолетних с ОВЗ, находящихся в социально-опасном положении и семей, находящихся в социально-опасном положении состоит из следующих этапов:

Предварительный этап. Выявление несовершеннолетних и их семей, находящихся в социально-опасном положении. Осуществляется в рамках компетенции образовательного учреждения, используя методы: беседы с ребенком, с родителями, родственниками, наблюдение за несовершеннолетним, обследование жилищно-бытовых условий и условий воспитания.

I этап. Определение круга проблем и рисков.

В школе работает Совет профилактики в постоянный состав которого входят следующие специалисты: зам.директора по ВР, социальный педагог, педагог-психолог, школьный врач - педиатр. На заседания приглашаются инспектор ПДН ММУ МВД, классные руководители, учителя-предметники.

На Совете профилактики выделяются проблемы данной семьи и несовершеннолетнего, которые можем разрешить в образовательном учреждении в рамках своей компетенции, фиксируются риски и определяются специалисты, которые будут работать над решениями уже возникших проблем и профилактированием рисков.

Также обращаем внимание на проблемы, выходящие за рамки компетенции специалистов школы, но которые помогут разрешить субъекты профилактики НГО.

Проблемы, семьи чаще всего выявляемые:

  • гипоопека, нередко переходящая в безнадзорность; заброшенность ребенка при полном отсутствии внимания со стороны родителей, что может стать первопричиной его педагогической запущенности;
  • низкая педагогическая грамотность родителей;
  • уклонение от воспитания и содержания своих детей;
  • алкоголизация родителей.

Проблемы несовершеннолетнего правового характера:

  • незнание подростком своих прав и обязанностей;
  • совершение антиобщественных действий и правонарушений несовершеннолетним;
  • неформальное бесконтрольное общение подростка со сверстниками (может привести к употреблению алкоголя и наркотических средств);
  • психологические проблемы несовершеннолетнего:
    • недостаточность волевой регуляции;
    • неадекватная самооценка;
    • агрессивность;
    •  инфантилизм;
    • повышенная тревожность.

II этап: составление программы реабилитации и адаптации.

Исходя из выявленных проблем, рисков, гендерных, возрастных особенностей несовершеннолетнего составляем программу реабилитации и адаптации несовершеннолетнего находящегося в социально-опасном положении, т.е. комплекс социально-медицинских, социально-экономических, социально-педагогических, юридических мер направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций, дефекта, социального отклонения.

Планируемый результат работы по индивидуальной программе реабилитации и адаптации несовершеннолетнего с ОВЗ, находящегося в социально-опасном положении и его семьи это скорегированные дезадаптивные формы поведения и успешная социализация.

Индивидуальная программа реабилитации и адаптации состоит из следующих разделов:

  1. Диагностический, который позволит более подробно, детально изучить особенности семьи и ребенка могут войти следующие методики:….
  2. Работа с семьей направлена на осознание со стороны родителей неправильного поведения, на формирование интереса к стилю жизни, в соответствии с принятыми общественными нормами (здоровый образ жизни, семейные ценности) через такие формы работы как привлечение к участию семьи в социально-значимых мероприятиях; круглые столы, лекции, беседы с законным представителями "О вреде алкоголизма"; "Об обязанностях родителей по воспитанию и содержанию своих детей", "О влиянии семьи на воспитание детей".
  3. Мероприятия реабилитации и адаптации несовершеннолетнего направлены на:
    1. Развитие представлений о себе и круге близких людей, осознание общности и различий с другими. Овладение первоначальными представлениями о социальной жизни: профессиональных и социальных ролях людей, об истории своей большой и малой Родины. Формирование представлений об обязанностях и правах самого ребёнка, его роли ученика и члена своей семьи, растущего гражданина своего государства.
    2.  Формирование умения взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, сопереживать другим и делать самостоятельный моральный выбор в обыденных житейских ситуациях. Практическое освоение социальных ритуалов и форм социального взаимодействия, соответствующих возрасту и полу ребёнка, требованиям его безопасности, накопление опыта продуктивного взаимодействия с другими людьми.
    3. Развитие стремления к достижениям в учёбе, поиску друзей, способности к организации личного пространства и времени (учебного и свободного), стремления задумываться о будущем. Накопление положительного опыта сотрудничества, участия в общественной жизни. Такие формы работы как психологические коррекционные занятия, беседы на нравственные темы; организация занятий в кружках дополнительного образования; организация досуга в рамках внеурочной деятельности способствуют успешной социализации.
  4. Организация совместной деятельности несовершеннолетнего и его родителей с целью объединения семьи.
  5. Деятельность по организации межведомственного взаимодействия способствует решению проблем семьи и ребенка, которые педагоги и специалисты школы, к сожалению, не могут решить: это алкоголизм законных представителей, отсутствие постоянного дохода в семье.

III этап посвящен реализации программы реабилитации и адаптации.

На IV этапе осуществляется мониторинг планируемых результатов.

V этап. По результатам мониторинга в конце учебного года составляется отчет об эффективности индивидуальной программы, в котором отражается динамика коррекции. Принимается решение: продолжить работу по индивидуальной программе или ее можно завершить в связи с успешной реабилитацией несовершеннолетнего и его семьи.

При специально созданных условиях "обучающийся с ОВЗ овладевает действительно полезными для него знаниями, умениями и навыками, достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовать их в условиях семьи и гражданского общества".

Поиск

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич Сметанин