Стригина Елена Владимировна, учитель математики, ГКОУ СО "Асбестовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат"
"В современном мире декларированное знание само по себе перестает быть ценностью. Существенным становится не то, что нового узнал учащийся, а то, чему он научился…." [ФГОС].
Инновация (англ. Innovation – нововведение)-внедрение новых форм, способов и умений в сфере обучения, образования и науки [https://ru.wikipedia.org]
Инновационные технологии в образовании - это организация образовательного процесса, построенная на качественно иных средствах, методах и технологиях и позволяющая достигнуть повышения качества образования.
Технология смешанного обучения – модель "Ротация"". "В чистом" виде данную технологию больше десяти лет используют в школах Европы и США. Смешанное обучение реализуется в рамках одного предмета и класса и подразумевает чередование прямого личного общения учителя и обучающихся с взаимодействием участников образовательного процесса, посредством информационных технологий [http://www.vestnik.edu.ru/статья "Смешанное обучение: ведущие образовательные технологии современности"]
Я попробовала применить элемент этой технологии и перестроить его для нашей категории детей. Это позволяет мне дифференцировать и индивидуализировать обучение.Урок получается занимательнее и интереснее, развивает мыслительную самостоятельность обучающихся. Дети увлекательно работают на компьютере, применяют калькулятор. Пока идет работа за компьютером, я веду фронтальную работу с остальными, что увеличивает возможность опроса каждого из учеников и приучает детей к переключению с одного вида работы на другой. Еще положительный аспект данной технологии – она применима, практически, ко всем этапам урока в зависимости от типа урока (проверка домашнего задания, всесторонняя проверка знаний, подготовка к предстоящей работе, проверка понимания материала, закрепление материала).
Представляю примеры применения элементов технологии смешанного обучения модель "Ротация".
(1 вариант) дети работают по желанию в паре или группой (в зависимости от количества действий). Например, карточка: 634 184 : 2 ∙ 3 = ? или 19т 803 кг+ 27 т+ 83т 750 кг – 49 т = ?
Первый ученик, с карточки набирает на компьютере пример и письменно проводит вычисление первого действия в карточке, другой ученик – проверяет правильность и ход выполнения действия первым учеником (исправляет, если есть ошибка) далее, выполняет свое действие и т.д, последний записывает ответ в компьютер. Я проверяю и оцениваю работу каждого.
(2 вариант) на местах дети работают группой с "лентой". Например:
Под каждым примером подписано имя (задания разной степени сложности по уровням детей). Ученик выполняет вычисление примера в тетради, записывает ответ в фигуре и передает "ленту" своему соседу, который проверяет правильность решения с помощью калькулятора (исправляет, если необходимо); решает свой пример в тетради и передает другому, тот снова проверяет его ответ на калькуляторе и т.д. Такую работу мы анализируем (по возможности) на уроке или на следующем уроке. Если ввести элемент соревновательности, то группы делятся равными силами и сравниваются ответы. Этот вариант хорош, если есть необходимость поработать с отдельными учениками. "Ленту" можно оформить с картинками, персонажами или сделать тематическую.
При подготовке к уроку необходимо продумывать возможные упущения, предвидеть вопросы, затруднения. Когда работа будет доведена до автоматизма, объем планируемой работы увеличиваеться, ускоряется темп урока, ребята всегда в действии и ожидают данный вид работы. Обращаю внимание, что во время работы, ученики могут пользоваться алгоритмами, записями в тетради, учебником.
За год работы с данной моделью, я поняла ее положительное влияние на результаты своей работы и результаты обучающихся. В дальнейшем планирую продолжить работу по применению элементов данной технологии и совершенствованию образовательного процесса.