Ахметова Татьяна Николаевна, учитель литературы, "Новоуральская СКОШ № 59", Новоуральск
Литература как учебная дисциплина представляет вертикаль, стержень гуманитаризации образовательного процесса в специальной (коррекционной) школе, обеспечивает всей системе школьного образования необходимый гуманитарный и нравственный аспекты, позволяющие раскрыть связь разных областей знаний с человеком и его взаимоотношением с окружающим миром. В соответствии с концепцией модернизации российского образования, в условиях реализацией ФГОС ООО коммуникативное обучение приобретает особое значение, т. к. коммуникативная компетенция выступает как интегративная, ориентированная на достижение практического результата в овладении суммой знаний, на образование, воспитание и развитие личности школьника.
Коммуникативная компетентность - способность к полноценному речевому общению во всех сферах человеческой деятельности с соблюдением социальных норм речевого поведения, это умение создавать и воспринимать тексты - продукты речевой деятельности.
Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использование информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки, поэтому приоритетную значимость приобретает изучение литературы как средства общения и обобщения духовного наследия предшествующих поколений.
Наибольшую значимость эта задача приобретает в работе с учащимися с задержкой психического развития, так как обучающиеся с ЗПР:
- имеют низкий уровень функциональной грамотности;
- значительно отстают от своих нормально развивающихся сверстников в умении применять знания на практике, работать с различными источниками информации, выражать и обосновывать свою точку зрения, применять способы критического мышления;
- успешно выполняют легкие задания, но не справляются с трудными, многоцелевыми заданиями;
- испытывают трудности с пониманием и анализом художественных текстов.
В ходе работы по развитию коммуникативных умений обучающихся выявилось противоречие между высокими требованиями к коммуникативным умениям обучающихся и тем, что качественную, выразительную речь вне ситуации школьного обучения большинство обучающихся не считает ценностным ориентиром.
Именно коммуникативная компетенция рассматривается как системообразующая компетенция, без которой невозможно обеспечить развитие ни информационной, ни социокультурной, ни академической составляющих образованности в современном понимании.
Выбор цели деятельности учителя литературы:
- развитие коммуникативных умений обучающихся с ЗПР средствами учебного предмета литература,
-
содействие приобретению обучающимися с ЗПР опыта самостоятельной деятельности в осуществлении коммуникаций через урочную и внеурочную деятельность обусловлен приоритетными направлениями в развитии образования, требованиями ГОС, такими как:
- разностороннее и своевременное развитие обучающихся;
- формирование навыков самообразования и самореализации;
- овладение обучающимися коммуникативной компетенцией;
- личностно-ориентированный, деятельностный и компетентностный подход в обучении.
Система работы учителя включает следующие особенности построения учебного материала:
- практическая направленность изучаемого материала; опора на жизненный опыт;
- выделение сущностных признаков изучаемых явлений и объективных внутренних связей в содержании обучения учебного материала;
- необходимость и достаточность при определении объема предъявляемого содержания;
- введение в содержание коррекционных разделов, обеспечивающих активизацию познавательной деятельности, актуализацию усвоенных ранее знаний и формирование общеинтеллектуальных и коммуникативных умений и навыков.
Методы изучения коммуникативных умений:
- длительное изучение, наблюдение учителя за повторяющимися поступками, различными проявлениями коммуникаций обучающихся;
- предъявление задания повышенной сложности;
- постановка в ситуацию речевого общения (внешней: монологовой и диалоговой, письменной монологовой речи);
- проведение привычных для ребят устных и письменных работ;
- проговаривание подготовленных заданий во внешней речи и контроль.
Виды деятельности по развитию коммуникативных умений:
- развернутый устный ответ на вопрос,
- поэтические пятиминутки;
- подробные и выборочные пересказы;
- составление простого и сложного плана;
- анализ эпизода; аргументация собственной точки зрения;
- выразительное чтение наизусть, письмо по памяти;
- тестирование; понимание обращенной речи;
- словарная работа, анализ изобразительно-выразительных средств;
- изложение и сочинение на заданную тему; свободные сочинения;
- краткие устные сообщения о литературном герое на основе известного учащимся плана (алгоритма);
- рассказ о прочитанном произведении (автор, название, система образов, композиция, художественный прием, изобразительно-выразительные средства, тема и идея произведения);
- письменное сообщение (доклад, сочинение, изложение с элементами рассуждения, ответ на вопрос, творческое задание и т.п.);
- участие во внеурочной деятельности.
На уроках оказываются следующие виды дифференцированной помощи обучающимся с ЗПР:
- Указание эпизода, на которое опирается данное задание.
- Дополнение к заданию в виде образца, схемы, опоры.
- Указание алгоритма рассуждения при выполнении задания.
- Наведение на поиск ответа с помощью ассоциаций.
- Указание причинно-следственных связей, направленных на поиск нужного ответа на поставленный вопрос.
- Приведение аналогичных примеров, жизненных ситуаций.
- Постановка наводящих вопросов (побуждение к диалогу).
- Составление (простого, сложного) плана ответа.
- Предупреждение о наиболее типичных ошибках и неправильных подходах заранее.
- Указание на ошибку в рассуждениях, построении высказывания.
- Подбор заданий таким образом, чтобы даже слабоуспевающие учащиеся проявили максимум самостоятельности, т.е. имели реальную возможность развития.
- Предоставление обучающемуся достаточного времени на обдумывание и подготовку ответа.
- Разбивка большого, сложного материала на отдельные информационные куски и постепенная их подача по мере усвоения.
Виды контроля, применяемые в ходе обучения неразрывно связаны с содержанием развития коммуникативных умений: самоконтроль, (само)оценка, взаимоконтроль, контрольно-тестовые задания, рефлексия собственной учебной деятельности и совместное решение проблемных задач.
В качестве показателей сформированности коммуникативных умений выделены следующие:
- Высокий уровень - свободное общение, развернутость и логичность высказываний, правильность синтаксического и грамматического строя речи, активность в диалогической и монологической речи, раскрытие темы.
- Средний уровень - затрудненное общение, нарушения в развернутости и логичности высказываний, незначительные ошибки в лексическом и грамматическом оформлении речи, пассивность в диалогической и монологической речи, поверхностное раскрытие темы.
- Низкий уровень -речевая коммуникация осуществляется с трудом (при помощи взрослого), имеются нарушения логики и связи между смысловыми частями, однообразие в использовании лексических и грамматических средств, нарушения грамматического строя, фрагментарность в раскрытии темы.
Динамика продвижения обучающихся в овладении коммуникативными умениями позволяет сделать следующие выводы:
- Развитие коммуникативных умений – основная составляющая при обучении учащихся учебному предмету литература.
- Эффективная система уровневого контроля дает возможность корректировки учебного процесса и достижение учащимися более высоких уровней коммуникативных умений.
- Уровневый подход наиболее четко и ясно отражает степень овладения учащимися коммуникативными умениями.
- 31,9% детей перешли на более высокий уровень сформированности коммуникативных умений, в том числе на высокий -6, 2%(5 чел.); на средний- 8,7% ( 6 чел.); покинули низкий уровень 17,0% (12 человек ).
- Работа над развитием коммуникативных умений способствует улучшению результатов участия обучающихся в предметных конкурсных мероприятиях.