Урок-исследование как средство формирования универсальных учебных действий у учащихся с задержкой психического развития

Иванцова Елена Анатольевна, учитель начальных классов, ГКОУ СО "СКОШИ", Карпинск

Одним из требований к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования является использование в образовательном процессе технологий, учитывающих особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР. Одной из таких технологий является методика проблемного исследования, т.к. позволяет организовывать учебный процесс как творческий процесс приобретения знаний и обеспечивает развитие универсальных учебных действий. Идея методики заключается в моделировании естественного процесса открытия новых знаний. Такое открытие происходит на уроке-исследовании. Отличительной чертой урока – исследования является целостность, т.е. связность всех его этапов и их подчинённость одной функции – открытию или доказательству какого-то нового знания, идее урока.


Этапы урока-исследования:

  1. Мотивация, актуализация знаний
  2. Исследование в малых группах
  3. Организация информации, её обобщение
  4. Подведение итогов, рефлексия

Рассмотрим некоторые приёмы и методы, используемые на разных этапах урока-исследования.

Для конструирования проблемной ситуации ( этап мотивации) на уроке можно использовать способ ключевых слов как наиболее универсальный. Способ основан на рефлексии обучающимися того, что ими изучено, что им известно. Учитель предлагает учащимся отгадать, что спрятано в шкатулке с помощью вопросов, на которые учитель отвечает "да" или "нет". Вопросы будут конкретные, быстро иссякнуть, а шкатулка может остаться закрытой. Возникает мотивация: КАК узнать, что лежит в шкатулке. Учитель предлагает воспользоваться специальными "ключами" - вопросами, которые основаны на словах, с помощью которых можно узнать о спрятанном предмете. Задача учителя - научить учащихся пользоваться ключевыми словами для развития умения формулировать исследовательские вопросы. Целесообразно начинать обучение постановке вопросов с таких ключей, как "свойства" (цвет, размер, форма, материал, запах, вкус, вес, окраска, строение, питание) и "функции" (причина, условие, значение, происхождение, виды). Все эти вопросы – ключи помогают построить исследование на уроке, чётко ориентировать мотивацию учащихся, строить исследование в определённой последовательности.

При исследовании в малых группах учитель разрабатывает инструкционные карты, по которым учащиеся учатся распределять работу между участниками группы. Также на этом этапе учащиеся учатся пользоваться разнообразными источниками информации, такими как: "понаблюдать", "спросить у другого человека", "прочитать в учебнике, справочнике, атласе", "получить информацию в Интернете", "провести эксперимент", "подумать самостоятельно". У каждого учащегося должен быть опыт выполнения разных функций (организатор, контролёр, исполнитель), также опыт как в гомогенной (учащиеся равны по знаниям), так и в гетерогенной группе (учащиеся с разным уровнем подготовленности).

На этапе организации информации, её обобщении можно использовать приём "Помощник ответа". Это конверт, в котором находится несколько пронумерованных полосок бумаги (равных количеству учащихся в группе), содержащих незавершённые предложения. Из этих предложений учащиеся учатся составлять отчёт о проделанной работе в группе, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей перед группой.

Образцы незаконченных предложений:
1. Мы изучали _________________ и выяснили, что ____________________
2. Мы прочитали рассказ о _________________
3. Оказывается, ___________________________
4. Самым интересным было _________________
5. Мы сделали вывод, что ____________________
6. Нам удалось выяснить, что ____________________ и другие.

В ходе осуществления индуктивных и дедуктивных исследований, на разных этапах урока – исследования учащиеся овладевают логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогии и причинно - следственных связей, соотнесения понятий на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям; учатся выделять существенную информацию из разных источников, формируются умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Систематическое применение методики способствует формированию универсальных учебных действий, рассматриваемых в Проекте "ФГОС для обучающихся с задержкой психического развития" в качестве базовых компетенций.

Литература

  1. Специальный Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования детей с задержкой психического развития: проект\ Коробейников И.А., Бабкина Н.В. –М., Просвещение, 2013-48 с.
  2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя \Асмолов А.Г., М., Просвещение, 2011

  • 00001
  • 00002
  • 00003
  • 00004
 

Поиск

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич Сметанин