Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся с задержкой психического развития на уроках литературного чтения

Васильева Ольга Андреевна, учитель начальных классов, "Новоуральская СКОШ № 59", Новоуральск

Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. В настоящее время интерес детей к обучению, в частности к литературному чтению угасает, поэтому проблеме формирования коммуникативных универсальных учебных действий уделяется большое внимание в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования.

Стандарты второго поколения определяют, что коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции партнеров по общению или деятельности, умение участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; разрешение конфликтов; контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации и другие.

Как показывает практика, большинство обучающихся с задержкой психического развития имеют низкий уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий.

Поэтому одной из главных задач педагога является поиск наиболее оптимальных путей развития коммуникативных компетенций в различных видах деятельности, с учётом индивидуальных особенностей детей.

Возможности для такой деятельности представляются на уроках литературного чтения.

Система моей работы по формированию коммуникативных УУД представляет следующие направления педагогической деятельности:

  1. организация учебного взаимодействия через эффективные формы коммуникации:
    1. работа в парах и микрогруппах;
    2. диалоги и дискуссии;
    3. творческая деятельность.
  2. использование современных педагогических технологий:
    1. информационно-коммуникационные технологии;
    2. проектная деятельность;
    3. коррекционно-развивающая технология;
    4. игровая технология.

В своей деятельности использую разные формы организации учебного общения на уроках литературного чтения.

Работа в парах и микрогруппах - это возможность создания речевой ситуации на уроке, помогает организации общения, так как каждый ребёнок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником, высказывать свою точку зрения.

Данная форма работы активизирует учебную деятельность школьников, вырабатывает навыки сотрудничества и делового общения, способствует развитию доброжелательных отношений в классе между детьми.

Уроки, организованные в форме диалога или дискуссии, позволяют прививать уважение к мнению своего собеседника, учат выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения, грамотно и чётко выражать свои мысли, аргументировать своё мнение.

Ведь в процессе учебного диалога дети самостоятельно "строят новое знание" – овладевают в практической деятельности теоретическими понятиями, которые необходимы для освоения, осознания художественных образов.

Главное в организации диалога – это создание атмосферы доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания.

На уроках литературного чтения использую задания творческого характера.

Творческая деятельность стимулирует у младших школьников выработку умения совместно планировать, договариваться и распределять функции в ходе выполнения заданий, осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль.

В ходе выполнения заданий дети учатся задавать вопросы и находить на них ответы, соразмышлять и сопереживать, делать анализ прочитанного текста, понимать чужие мысли, заключенные в тексте, чувствовать настроение автора, подбирать для его передачи нужную интонацию.

В процессе творческой деятельности у обучающихся меняется отношение к собственным ошибкам и затруднениям, учатся доводить начатую работу до конца.

Общение – это неотъемлемая часть любого урока, поэтому формирование коммуникативных УУД у детей с ЗПР ведёт к повышению качества учебного процесса.

Трудно представить современный урок без использования современных педагогических технологий. Одной из составляющей являются информационно-коммуникационные технологии.

Они могут быть органичено включены в любой этап урока: во время индивидуальной или словарной работы, при введении новых знаний, обобщении и закреплении.

Информационно-коммуникационные технологии развивают у детей интеллектуальные, творческие способности, умение самостоятельно приобретать новые знания, обеспечивают личностно - ориентированный подход, они необходимы для повышения качества и мотивации обучения, для формирования интереса к познанию, к книге.

Образование детей с ЗПР основано на реализации технологии коррекционно-развивающего обучения.

Основными принципами коррекционно-развивающего обучения являются - принцип пропедевтического характера обучения, индивидуализации; коррекционно-развивающей направленности обучения и воспитания, ориентация обучения на "зону ближайшего развития" и дифференцированного подхода .

В коррекционно-развивающем обучении повышается роль знаний, черпаемых из окружающей действительности, придаётся большое значение знаниям, получаемым детьми на основе практического опыта. Эти знания вносятся в процесс обучения, обогащая его содержание.

Содержание обучения включает программный материал оптимальной степени сложности, требующий от обучающегося достаточно интеллектуального напряжения, но доступный по темпу и характеру деятельности.

Важными особенностями содержания обучения является выделение в каждой теме базового материала, подлежащего многократному закреплению, а также дифференциация учебных заданий в зависимости от коррекционных задач.

При отборе содержания, изучаемого материала, на первый план выдвигается то содержание, которое обеспечивает формирование положительной мотивации к учению, яркие эмоциональные проявления, расширение кругозора.

Это даёт возможность осуществления предметно-практической деятельности, усвоения теоретических знаний посредством обогащения чувственного опыта.

Для создания эмоционально - благоприятной коммуникативной ситуации в учебной деятельности, учитывая особенности детей, использую на уроках литературного чтения коррекционно-развивающие игры и упражнения в следующих направлениях: коммуникативные, контактные, подвижные, объединяющие, театрализованные, игры занимательного и познавательного характера, провожу с ребятами тематические викторины, интеллектуальные игры, конкурсы чтецов, праздники, экскурсии - это формирует положительную учебную мотивацию к учению.

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся главной формой организации учебного процесса.

Чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартом второго поколения, урок должен стать новым, современным!

Поиск

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич Сметанин