Васильева Ольга Андреевна, учитель начальных классов, "Новоуральская СКОШ № 59", Новоуральск
Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. В настоящее время интерес детей к обучению, в частности к литературному чтению угасает, поэтому проблеме формирования коммуникативных универсальных учебных действий уделяется большое внимание в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования.
Стандарты второго поколения определяют, что коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции партнеров по общению или деятельности, умение участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; разрешение конфликтов; контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации и другие.
Как показывает практика, большинство обучающихся с задержкой психического развития имеют низкий уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий.
Поэтому одной из главных задач педагога является поиск наиболее оптимальных путей развития коммуникативных компетенций в различных видах деятельности, с учётом индивидуальных особенностей детей.
Возможности для такой деятельности представляются на уроках литературного чтения.
Система моей работы по формированию коммуникативных УУД представляет следующие направления педагогической деятельности:
-
организация учебного взаимодействия через эффективные формы коммуникации:
- работа в парах и микрогруппах;
- диалоги и дискуссии;
- творческая деятельность.
-
использование современных педагогических технологий:
- информационно-коммуникационные технологии;
- проектная деятельность;
- коррекционно-развивающая технология;
- игровая технология.
В своей деятельности использую разные формы организации учебного общения на уроках литературного чтения.
Работа в парах и микрогруппах - это возможность создания речевой ситуации на уроке, помогает организации общения, так как каждый ребёнок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником, высказывать свою точку зрения.
Данная форма работы активизирует учебную деятельность школьников, вырабатывает навыки сотрудничества и делового общения, способствует развитию доброжелательных отношений в классе между детьми.
Уроки, организованные в форме диалога или дискуссии, позволяют прививать уважение к мнению своего собеседника, учат выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения, грамотно и чётко выражать свои мысли, аргументировать своё мнение.
Ведь в процессе учебного диалога дети самостоятельно "строят новое знание" – овладевают в практической деятельности теоретическими понятиями, которые необходимы для освоения, осознания художественных образов.
Главное в организации диалога – это создание атмосферы доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания.
На уроках литературного чтения использую задания творческого характера.
Творческая деятельность стимулирует у младших школьников выработку умения совместно планировать, договариваться и распределять функции в ходе выполнения заданий, осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль.
В ходе выполнения заданий дети учатся задавать вопросы и находить на них ответы, соразмышлять и сопереживать, делать анализ прочитанного текста, понимать чужие мысли, заключенные в тексте, чувствовать настроение автора, подбирать для его передачи нужную интонацию.
В процессе творческой деятельности у обучающихся меняется отношение к собственным ошибкам и затруднениям, учатся доводить начатую работу до конца.
Общение – это неотъемлемая часть любого урока, поэтому формирование коммуникативных УУД у детей с ЗПР ведёт к повышению качества учебного процесса.
Трудно представить современный урок без использования современных педагогических технологий. Одной из составляющей являются информационно-коммуникационные технологии.
Они могут быть органичено включены в любой этап урока: во время индивидуальной или словарной работы, при введении новых знаний, обобщении и закреплении.
Информационно-коммуникационные технологии развивают у детей интеллектуальные, творческие способности, умение самостоятельно приобретать новые знания, обеспечивают личностно - ориентированный подход, они необходимы для повышения качества и мотивации обучения, для формирования интереса к познанию, к книге.
Образование детей с ЗПР основано на реализации технологии коррекционно-развивающего обучения.
Основными принципами коррекционно-развивающего обучения являются - принцип пропедевтического характера обучения, индивидуализации; коррекционно-развивающей направленности обучения и воспитания, ориентация обучения на "зону ближайшего развития" и дифференцированного подхода .
В коррекционно-развивающем обучении повышается роль знаний, черпаемых из окружающей действительности, придаётся большое значение знаниям, получаемым детьми на основе практического опыта. Эти знания вносятся в процесс обучения, обогащая его содержание.
Содержание обучения включает программный материал оптимальной степени сложности, требующий от обучающегося достаточно интеллектуального напряжения, но доступный по темпу и характеру деятельности.
Важными особенностями содержания обучения является выделение в каждой теме базового материала, подлежащего многократному закреплению, а также дифференциация учебных заданий в зависимости от коррекционных задач.
При отборе содержания, изучаемого материала, на первый план выдвигается то содержание, которое обеспечивает формирование положительной мотивации к учению, яркие эмоциональные проявления, расширение кругозора.
Это даёт возможность осуществления предметно-практической деятельности, усвоения теоретических знаний посредством обогащения чувственного опыта.
Для создания эмоционально - благоприятной коммуникативной ситуации в учебной деятельности, учитывая особенности детей, использую на уроках литературного чтения коррекционно-развивающие игры и упражнения в следующих направлениях: коммуникативные, контактные, подвижные, объединяющие, театрализованные, игры занимательного и познавательного характера, провожу с ребятами тематические викторины, интеллектуальные игры, конкурсы чтецов, праздники, экскурсии - это формирует положительную учебную мотивацию к учению.
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся главной формой организации учебного процесса.
Чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартом второго поколения, урок должен стать новым, современным!