Ермолович Ольга Александровна, учитель начальных классов, ГБОУ СО "ЦПМСС "Речевой центр", Екатеринбург
"Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной". А. С. Макаренко
"В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья". (Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя. / Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой.– М.: Просвещение, 1997– 17с.)
Вопрос духовно-нравственного воспитания и развития детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым учителем и родителем, обществом и государством в целом. Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственны качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе развития и воспитания. В современных условиях осуществления ведущей деятельности ребенка усиливается конфликт между характером усвоения ребенком знаний и ценностей в школе (системность, последовательность, традиционность, культуросообразность и т. д.) и вне школы (хаотичность, смешение высокой культуры и бытовой, размывание границ между культурой и антикультурой и т.д.), который меняет структуру мышления детей, их самосознание и миропонимание, ведет к формированию эклектичного мировоззрения, потребительского отношения к жизни . Современный ребенок живет иллюзией свободы. Снятие многих ограничений и запретов в виртуальных, информационных средах сопровождается падением доверия к ребенку со стороны взрослых. Растущий человек не выводится, как это было еще несколько десятилетий назад, за пределы детских дел и забот, не включается в посильное для него решение реальных проблем семьи, местного сообщества, государства. Изоляция детей от проблем, которыми живут взрослые, искажает их социализацию, нарушает процессы их взросления.
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из важных проблем современного общества. Отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, спад культурно - досуговой деятельности с детьми и молодежью, снижение роли патриотического воспитания, вот только несколько характерных причин, из-за которых в обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодёжи. Перед школой ФГОС ставит задачу воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Её решение связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника. Актуальность данной задачи очевидна, т.к. во все времена стоял вопрос: "Как воспитать подрастающее поколение, чтобы оно было опорой в будущем, несло в себе то положительное, что уже опробовано, испытано?"
У младших школьников с первых дней пребывания в школе формируется отношение к школе, педагогам, образованию. Формируются основы гражданственности, трудолюбия, нравственности. Ребенок, который поступил в школу, автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. Именно в младшем школьном возрасте начинают формироваться навыки общественного поведения, формируется общественное мнение. При организации духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся следует учитывать именно эти особенности младшего школьного возраста.
Нравственное развитие младших школьников своеобразно. Следует учитывать, что, хотя дети начинают самостоятельно разбираться в различных жизненных ситуациях, оценка событий, поступков часто может быть ситуативна.
Направления воспитания нравственности младших школьников:
- Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека (любовь к России, своему народу, своему краю, своей малой родине; служение Отечеству;
- правовое государство, гражданское общество; закон и правопорядок; долг перед Отечеством, старшими поколениями).
- Воспитание нравственных чувств и этического сознания (нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость, милосердие; честь; достоинство; любовь; уважение к родителям; уважение достоинства человека; забота и помощь; ответственность и чувство долга; толерантность).
- Воспитание трудолюбия. Творческого отношения к учению, труду, жизни (стремление к познанию и истине; творчество и созидание; целеустремленность и настойчивость; бережливость, трудолюбие).
- Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде, экологическое воспитание (жизнь; эволюция родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание).
- Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях, эстетическое воспитание (красота; гармония; духовный мир человека; нравственный выбор; смысл жизни; эстетическое развитие; самовыражение в творчестве и искусстве; художественное творчество).
Каждое направление в воспитании имеет свои специфические особенности, которые должны быть учтены при организации образовательного процесса в начальной школе. Представления у младших школьников расширяются постепенно. Система обобщённых знаний формируется уже к концу старшего дошкольного возраста. Этому способствует овладение детьми нравственными суждениями, оценками, понятиями, а также познавательный интерес к окружающему миру. Характерной чертой воспитания у детей является слитность нравственных чувств и знаний. Когда знания окрашены чувствами и переживаниями, только тогда знания окажут влияние на нравственное развитие школьника. Не менее важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями, семьей. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумения. В нравственном воспитании младших школьников определяющее значение имеет личный пример учителя, его отношение к детям. Даже в мелочах, в манерах дети стараются подражать своему учителю. Если для отношений между учителем и учениками характерны душевность, отзывчивость, заботливость, такими же будут отношения учеников между собой. Учителю следует избегать общих оценок личности каждого ученика. Школьника можно хвалить или осуждать за его поступок, но не следует оценку конкретного факта переносить на его личность в целом и говорить, что он вообще хороший или, наоборот, во всем плохой. Домашняя обстановка и отношения в семье оказывают большое влияние на нравственное развитие школьника. Вот почему важно учить родителей воспитанию детей. В работе с детьми больше внимания надо уделять внеурочным мероприятиям, направленным на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения. В начале учебного года можно провести занятие "Правила поведения в школе", в ходе его проведения, у ребят возник вопрос: "А почему нельзя шуметь в школе?" Можно исследовать эту проблему. Результатом этих исследований может стать выступление по теме "Влияние шума на здоровье младших школьников". Так же можно использовать психологические тренинги. Например, такой как "Расскажи мне обо мне" позволяет взглянуть на свои поступки со стороны. Занятия "Моя родословная", "Все вместе, так и душа на месте" направлены на получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье.
Я считаю, что без привлечения родителей, без тесной связи с семьёй ребёнка, нельзя достичь желаемого результата. Часто родители снимают с себя ответственность за формирование моральных ценностей своего ребёнка, перекладывая всё на образовательное учреждение. К сожалению, современные родители в силу своей постоянной занятости и собственной некомпетентности в вопросах духовно – нравственного воспитания, просто порой не знают, как это сделать.Поэтому, начиная с первого класса, с родителями учеников необходимо проводить родительские лектории, на которых давать рекомендации по духовно- нравственному воспитанию ребёнка в семье. В результате тесного сотрудничества с родителями должны быть выработаны единые нравственные критерии, ориентиры на ребёнка, родители научатся принимать школу как дом души и сердца своего ребёнка.
И еще хочется сказать о воспитании духовно-нравственной личности. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не является примером нравственного и гражданского поведения для ученика. Сделать себя лучше, добрее, чище – значит сделать таким мир вокруг себя.
Литература
- Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя. / Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой.– М.: Просвещение, 1997– 17с.
- Бабанский Ю.К. Педагогика. /Ю.К. Бабанский.–М.: Просвещение,-1998– 479с.
- Богданова О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах/ О.С. Богданова, В.И. Петрова. — М.: Просвещение, 1980. — 207 с.
- Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников/ Н.И. Болдырев. – М.: Просвещение,1979.- 289 с.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология /Под редакцией В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1991.- 420 с.
- Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: Метод. рекомендации/Ом. гос. пед. ин-т им. Горького. – Омск: ОГПИ, 1991.- 267 с.
- Каирова И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания/ И.А. Каирова. - М.: Просвещение, 1979.- 290 с.
- Карпов И.А. Азбука нравственного воспитания/ И.А. Карпов. – М.: Просвещение, 1979.- 198 с.
- Кузнецова Л.В. Гармоничное развитие личности младшего школьника/ Л.В. Кузнецова. – М., 1988.- 280 с.
- Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология/ Н.Д. Левитов. – М.: Просвещение, 1964.- 390 с.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии/ Б.Ф. Ломов. — М.: Наука, 1984. — 431 с.
- Марьенко И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников/ И.С. Марьенко. — М.: Просвещение, 1980. — 183 с.
- Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника/ И.С. Марьенко. — М.: Педагогика, 1985. — 368 с.
- Толкачева Т.М. Гражданское воспитание младших школьников в учебном процессе. Методические указания/ Т.М. Толкачева. – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2003. –14 с.
Приложение
Анкета "Я и моя семья"
Цель: предназначена для изучения уровня сформированности семейных ценностей и значимости семьи в жизни младшего школьника.
Инструкция: Ребенку предлагается ответить на 9 вопросов.
1.Тебе нравится твоя семья?
- Нравится
- Не очень нравится
- Не нравится
2. Охотно ли ты выполняешь просьбы и поручения родителей?
- Да
- Бывает по-разному
- Нет
3. Тебя часто наказывают за проступки?
- Да
- Бывает по-разному
- Нет
4. Тебе нравится ухаживать и помогать младшим братьям или сестрам?•
- Да
- Бывает по-разному
- Нет
5.Ты хотел бы, чтобы у тебя в будущем была семья, похожая на ту в которой ты сейчас живешь?
- Хотел бы
- Не знаю точно
- Не хотел бы
6. Тебе нравится делать уборку, мыть посуду, выносить мусор?
- Да, делаю сам без просьб
- Не всегда
- Нет
7. Часто ли ты слушаешь своих родителей?
- Часто
- Иногда
- Почти никогда
8. Если родители делают тебе замечание, ты обижаешься на них?
- Да
- Бывает по-разному
- Нет
9. Ты часто помогаешь дедушке и бабушке?
- Часто
- Иногда
- Почти никогда
Обработка результатов:
За первый ответ - 3 балла,
За второй ответ - 1 балл,
За третий ответ - 0 баллов.
Интерпретация результатов (Уровни сформированности семейных отношений и ценностей):
Высокий уровень - у детей сформированы основы семейных ценностей, сформировано почитание родителей, уважение к старшим, забота о младших, без напоминания готовы помочь всем членам семьи, готовы передавать семейные ценности своим детям.
Средний уровень — существует взаимопонимание и взамопомошь в семье, но семейные ценности не принимаются полностью, есть моменты, которые не устаивают школьника, привлекает больше отдыхом, досуговыми сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в семье, однако бывают разногласия и непонимании. С отстаиванием своих интересов. Ориентированы на деятельность по удовольствию.
Низкий уровень - школьники в семье чувствуют себя не комфортно, неохотно участвуют в семейных делах, предпочитают деятельность о удовольствию. Испытывают серьезные затруднения в установлении контактов между членами семьи. Традиции семьи не собираются поменять. Могут совершать побеги из дома. Нередко семья воспринимается ими как враждебная среда, пребывание которой для них невыносимо. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно-психического здоровья.