Тронина Светлана Петровна, учитель-логопед, ГКОУ СО "Новоуральская школа № 2", Новоуральск
В эпоху информационной культуры и высоких технологий большое значение приобретает продуктивный, творческий потенциал человека, поэтому основной целью современного образования в Концепции Федерального государственного образовательного стандарта названо развитие личности ребенка. Только в этом случае нынешний школьник, став взрослым, сможет занять достойное место в обществе.
Без умения связно и точно выражать свои мысли, вступать в диалог, образно и логично рассказывать о своих переживаниях, невозможно полноценное развитие личности.
В жизни и в логопедической практике мы часто наблюдаем, что у одних детей недостаточно развито умение связно и последовательно излагать свои мысли: владея набором слов и синтаксических конструкций, они испытывают значительные трудности в программировании высказывания, в отборе материала, который соответствовал бы той или иной цели высказывания. Другие обучающиеся не умеют отразить в собственной речи разнообразные предметные отношения из-за бедности языковых средств.
Пример того, как говорят дети, в случае несформированности связной речи представлен еще несколько десятилетий назад в детском киножурнале "Ералаш". И на сегодняшний день, данные сюжеты продолжают оставаться актуальными. (Приложение №1).
Поиск новых методов и приемов, которые помогают совершенствовать и оптимизировать коррекционный процесс по формированию связной речи привел меня к знакомству с приемом "Синквейн".
Синквейн – это короткое нерифмованное стихотворение, написанное по определенным правилам. Синквейн состоит из 5 строк.
- первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
- вторая строка – два слова, прилагательные, характеризующие первое слово;
- третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
- четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме или фраза по теме;
- пятая строка – слово, связанные с первым, отражающие сущность темы, ассоциация.
Темами наших синквейнов служат изучаемые лексические темы.
В настоящее время составление синквейна активно используется как эффективный инструмент для рефлексирования и как средство, способствующее прочному усвоению знаний.
В логопедии при формировании связной речи актуальность применения синквейна определяется возможностью за короткий период времени получить положительные результаты, так как вся работа и подготовительная и сам момент написания синквейна основаны на интересе обучающихся. Особенность и новизна состоит в том, что при составлении синквейна мы решаем не только задачи речевого развития, но и развиваем творческий потенциал, формируем ключевые компетенции: умение анализировать и добывать нужную информацию, выделять существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.
"Синквейн" - это один из приемов технологии развития критического мышления.
Поэтому система работы по написанию синквейна строится в концепции "критического мышления" и организуется со всеми участниками образовательных отношений: дети, родители, педагоги.
Работу начинаем с первой стадии, которая называется – вызов. Цель этой стадии - пробуждение интереса к теме.
Задачи:
- актуализировать и обобщить имеющиеся знания по данной теме;
- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме;
- мотивировать к учебной деятельности;
- побудить к активной работе не только на уроке, но и дома.
Для пробуждения интереса мы используем: прослушивание стихотворения, музыки, отгадывание загадок, рисование по этой теме, обращение к жизненному опыту обучающихся.
Планируемый результат работы на этой стадии: актуализированные знания, сформированный мотив.
Следующая стадия работы – осмысление.
Цель этой стадии - осмысление материала во время работы над ним.
Задачи:
- получить новую информацию и освоить различные способы работы с ней;
- осмыслить информацию;
- соотнести новые знания с уже имеющимися знаниями.
На этой стадии педагогами, работающими на классе, родителями применялась:
- система упражнений:
- Подбор антонимов и синонимов к заданному слову;
- Нахождение антонимов в рассказах, пословицах, поговорках;
- Договаривание предложений с антонимами;
- Составление предложений со словами – антонимами;
- Объяснение и сравнение значений слов;
- Рисование на тему многозначного слова;
- Нахождение многозначных слов в пословицах, поговорках, загадках.
- речевые игры:
- "Подбери определения" - например, к слову "яблоко". Какое оно: спелое, сочное, румяное, вкусное.
- "Узнай предмет по определению"- белое, длинное, чистое, махровое … (полотенце).
- "Кто что делает?" - повар … (варит, жарит, печет); ветер … (воет, срывает листья, поднимает пыль, надувает паруса).
- "Что чем делают?" - рисуют … карандашом, мелком, углем, фломастером, кисточкой).
- "Назови часть целого" - дерево…(ствол, ветки, корень, листья); обедать… (наливать, накладывать, отламывать, есть, пить).
Результатом работы на этой стадии стало: обогащение словарного запаса, расширение представлений обучающихся о предмете.
Последняя стадия работы – рефлексия.
Цель этой стадии: обобщение материала, подведение итогов.
Задачи:
- целостное осмысление, обобщение полученной информации;
- присвоение нового знания, новой информации учеником;
- формирование у каждого из обучающихся собственного отношения к изучаемому материалу.
Обучающиеся составляют синквейн. Выразительно читают его перед одноклассниками.
На следующих занятиях продолжается работа с готовым синквейном, дети составляют короткий рассказ, описательные загадки. Используя слова и фразы, входящие в состав "синквейна", детям намного легче составлять и рассказы, и загадки.
Готовые синквейны вместе с рассказами, загадками и рисунками детей оформлялись в альбомы. Альбом по теме "Осень" представлен в приложении № 2.
Создавая условия для активной мыслительной деятельности, мы приближаем детей к планируемому результату: к чистой, красивой и правильной речи.