Прием "Синквейн". Опыт использования в логопедической работе

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Тронина Светлана Петровна, учитель-логопед, ГКОУ СО "Новоуральская школа № 2", Новоуральск

В эпоху информационной культуры и высоких технологий большое значение приобретает продуктивный, творческий потенциал человека, поэтому основной целью современного образования в Концепции Федерального государственного образовательного стандарта названо развитие личности ребенка. Только в этом случае нынешний школьник, став взрослым, сможет занять достойное место в обществе. 

Без умения связно и точно выражать свои мысли, вступать в диалог, образно и логично рассказывать о своих переживаниях, невозможно полноценное развитие личности.

В жизни и в логопедической практике мы часто наблюдаем, что у одних детей недостаточно развито умение связно и последовательно излагать свои мысли: владея набором слов и синтаксических конструкций, они испытывают значительные трудности в программировании высказывания, в отборе материала, который соответствовал бы той или иной цели высказывания. Другие обучающиеся не умеют отразить в собственной речи разнообразные предметные отношения из-за бедности языковых средств. 

Пример того, как говорят дети, в случае несформированности связной речи представлен еще несколько десятилетий назад в детском киножурнале "Ералаш". И на сегодняшний день, данные сюжеты продолжают оставаться актуальными. (Приложение №1).

Поиск новых методов и приемов, которые помогают совершенствовать и оптимизировать коррекционный процесс по формированию связной речи привел меня к знакомству с приемом "Синквейн". 

Синквейн – это короткое нерифмованное стихотворение, написанное по определенным правилам. Синквейн состоит из 5 строк.

  • первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею; 
  • вторая строка – два слова, прилагательные, характеризующие первое слово; 
  • третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы; 
  • четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме или фраза по теме; 
  • пятая строка – слово, связанные с первым, отражающие сущность темы, ассоциация. 

Темами наших синквейнов служат изучаемые лексические темы. 

В настоящее время составление синквейна активно используется как эффективный инструмент для рефлексирования и как средство, способствующее прочному усвоению знаний. 

В логопедии при формировании связной речи актуальность применения синквейна определяется возможностью за короткий период времени получить положительные результаты, так как вся работа и подготовительная и сам момент написания синквейна основаны на интересе обучающихся. Особенность и новизна состоит в том, что при составлении синквейна мы решаем не только задачи речевого развития, но и развиваем творческий потенциал, формируем ключевые компетенции: умение анализировать и добывать нужную информацию, выделять существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.

"Синквейн" - это один из приемов технологии развития критического мышления. 

Поэтому система работы по написанию синквейна строится в концепции "критического мышления" и организуется со всеми участниками образовательных отношений: дети, родители, педагоги.

Работу начинаем с первой стадии, которая называется – вызов. Цель этой стадии - пробуждение интереса к теме. 

Задачи:

  • актуализировать и обобщить имеющиеся знания по данной теме;
  • вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме;
  • мотивировать к учебной деятельности;
  • побудить к активной работе не только на уроке, но и дома.

Для пробуждения интереса мы используем: прослушивание стихотворения, музыки, отгадывание загадок, рисование по этой теме, обращение к жизненному опыту обучающихся. 

Планируемый результат работы на этой стадии: актуализированные знания, сформированный мотив.

Следующая стадия работы – осмысление.

Цель этой стадии - осмысление материала во время работы над ним.

Задачи:

  • получить новую информацию и освоить различные способы работы с ней;
  • осмыслить информацию;
  • соотнести новые знания с уже имеющимися знаниями.

На этой стадии педагогами, работающими на классе, родителями применялась:

  •  система упражнений: 
    • Подбор антонимов и синонимов к заданному слову; 
    • Нахождение антонимов в рассказах, пословицах, поговорках; 
    • Договаривание предложений с антонимами; 
    • Составление предложений со словами – антонимами; 
    • Объяснение и сравнение значений слов; 
    • Рисование на тему многозначного слова; 
    • Нахождение многозначных слов в пословицах, поговорках, загадках. 
  • речевые игры: 
    • "Подбери определения" - например, к слову "яблоко". Какое оно: спелое, сочное, румяное, вкусное. 
    • "Узнай предмет по определению"- белое, длинное, чистое, махровое … (полотенце). 
    • "Кто что делает?" - повар … (варит, жарит, печет); ветер … (воет, срывает листья, поднимает пыль, надувает паруса). 
    • "Что чем делают?" - рисуют … карандашом, мелком, углем, фломастером, кисточкой). 
    • "Назови часть целого" - дерево…(ствол, ветки, корень, листья); обедать… (наливать, накладывать, отламывать, есть, пить). 

Результатом работы на этой стадии стало: обогащение словарного запаса, расширение представлений обучающихся о предмете.

Последняя стадия работы – рефлексия.

Цель этой стадии: обобщение материала, подведение итогов. 

Задачи:

  • целостное осмысление, обобщение полученной информации;
  • присвоение нового знания, новой информации учеником;
  • формирование у каждого из обучающихся собственного отношения к изучаемому материалу.

Обучающиеся составляют синквейн. Выразительно читают его перед одноклассниками. 

На следующих занятиях продолжается работа с готовым синквейном, дети составляют короткий рассказ, описательные загадки. Используя слова и фразы, входящие в состав "синквейна", детям намного легче составлять и рассказы, и загадки. 

Готовые синквейны вместе с рассказами, загадками и рисунками детей оформлялись в альбомы. Альбом по теме "Осень" представлен в приложении № 2.

Создавая условия для активной мыслительной деятельности, мы приближаем детей к планируемому результату: к чистой, красивой и правильной речи.

  • 00001
  • 00002
  • 00003
  • 00004
  • 00005
  • 00006
  • 00007
  • 00008
  • 00009
  • 00010
  • 00011
  • 00012
 

Поиск

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич Сметанин