Воробьев Игорь Константинович, учитель-дефектолог, ТО ПМПК, "Новоуральская школа № 2", Новоуральск
Профессиональное становление педагога имеет первостепенную важность в развитии общества в целом: личность педагога так же, как и его профессиональные знания, является ценностным капиталом всего общества.
В современном мире, чтобы быть профессионально компетентным, педагог должен, с одной стороны, постоянно учиться, заниматься самообразованием, а с другой стороны, самореализовываться в педагогической деятельности.
Следовательно, можно сделать вывод что, педагогическая деятельность - особый вид общественно полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленной на подготовку подрастающего поколения к жизни в соответствии с экономическими, политическими, нравственными, эстетическими и другими целями общества. Но учитель способен передавать ученикам лишь те ценностные ориентации, которые присущи, в том числе и ему самому, значит, многое зависит от личности и профессионального уровня учителя, его жизненной позиции.
Что такое педагогическое мастерство? С этим вопросом можно обратиться к тысяче учителей-практиков, и каждый даст свое определение с позиций собственного опыта: для тех, кто начинает свой педагогический путь, мастерство - понятие более абстрактное, а для тех, кто имеет за плечами определенный опыт, мастерство воспринимается более конкретно, и, как правило, включает в себя то, чего ему недостает. Однако, в целом, для каждого педагога мастерство - это определенная педагогическая вершина, к которой он стремится. На наш взгляд – педагогическое мастерство – это умение педагога научно организовать образовательный процесс, обеспечивая наиболее высокий уровень эффективности педагогической деятельности.
Попробуем обосновать свою точку зрения. Педагогика стоит на стыке науки и искусства. К сожалению, педагогика не обладает такими методами, которые бы позволяли с математической точностью выдавать те или иные педагогические заключения. Но вопросы теории педагогики необходимы для осмысления учителю своего собственного опыта. Знание методологических основ дает возможность педагогу находить закономерности в своей работе, с меньшей затратой сил добиваться большего успеха.
На наш взгляд методология педагогического мастерства определяется несколькими позициями:
- Взглядом на природу ребенка: Ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) проходит все этапы физиологического и социально-психологического развития, как и его нормально развивающиеся сверстники, но только эти этапы развития имеют другой временной промежуток. Поэтому решающая роль отводится образованию, которое направлено на воспитание и развитие лучших качеств личности ребенка с ОВЗ.
- Взгляд на перспективу развития ребенка. Каждый педагог должен иметь аванс доверия к тому, что он делает. Особенно это важно в школе для детей с ОВЗ. Поясню почему. Ребенок не воск, а педагог не скульптор, который может лепить ребенка (его характер, привычки, его физическое развитие) по своему усмотрению и переделывать в процессе работы. Ребенок с ОВЗ развивается по общим психо-физиологическим законам, но это развитие отличается своеобразием. Если педагог не учитывает это своеобразие развития и ошибается в выборе средств, методов, приемов обучения и воспитания, то, к сожалению, мы констатируем формирование у воспитанников патологических привычек личности: склонность к конфликтам, агрессии, кражам, бродяжничеству и т.д. Педагога школы, где обучаются дети с ОВЗ, можно сравнить с кузнецом, который имеет дело с природным материалом, данным природой, чуть-чуть пластичным, в тоже время достаточно твердым. Процесс образования в такой школе имеет дело с объектом, который может совершенствоваться, видоизменяться только с учетом заложенных от природы данных и с учетом особенностей развития. В данном случае образование могущественно, но не всесильно. Возможности образования в школе для детей с ОВЗ безграничны, но этих границ мы никогда не достигнем.
- Взгляд на ребенка, как на целостную личность. Это отношение к ребенку, как к личности. Это предусматривает уважение мыслей и чувств ребенка. В школе, где обучаются дети с ОВЗ, необходимо иметь серьезное отношение к мыслям и чувствам ребенка. Одна из важных составляющих педагогического мастерства – это умение сочетать требования педагога с мыслями и чувствами ребенка. Необходимо определить позиции процесса образования в школе с учетом интересов ребенка с ОВЗ.
В этой связи можно отметить, что в практике мы наблюдаем две позиции педагога:
- Эгоцентрическая позиция педагога. Используются педагогические приемы для того, чтобы обеспечить себе состояние эмоционального благополучия и самоутверждения своей личности.
- Педоцентрическая позиция педагога. Педагог использует приемы и методы работы исключительно в пользу и в интересах ребенка.
Можно долго спорить, доказывая какая из представленных позиций правильней, истина скорее лежит посередине в смешении позиций, в синтезе приемов методов работы, что, собственно и определяет уровень педагогического мастерства. На наш взгляд существуют несколько уровней педагогического мастерства. Под уровнем педагогического мастерства подразумевается степень овладения теми элементами, которые составляют, собственно, содержание педагогического мастерства.
- Эмпирический, который состоит из знания основных закономерностей образовательного процесса, изучения основ физиологии, неврологии, психологии, психиатрии, умения использовать их в образовательном процессе, овладение основными навыками общения с детьми.
- Эмпирико-теоретитческий. Предполагает умение диалектически подходить к оценке педагогических явлений и диалектически решать вопросы педагогической тактики. Это умение распознавать сложные психологические состояния ребенка, умение осуществлять коррекционные мероприятия воспитательного воздействия, обеспечивая тем самым глубокий индивидуальный подход. Это искусство эмпатии – умения переносить чувства окружающих на себя и уметь реконструировать их в себе.
- Научно-теоретический уровень, который предполагает умение педагога ставить педагогический диагноз о состоянии объектов в развитии педагогического процесса и создавать прогноз об основных тенденциях его развития. В этом случае необходимо знание социальных процессов развития общества, определение особенности педагогических процессов, знание основ генетики. Умение теоретически осмысливать и обобщать собственный педагогический опыт, выделять наиболее существенные его стороны, как положительные, так и отрицательные. Критически оценивать чужой опыт, находя в нем рациональное зерно. Умение управлять коллективом и межличностными отношениями.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что педагогическое мастерство учителя - это система интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности и педагогической деятельности в частности, которые являются источником активности педагога. Уровень педагогического мастерства учителя определяется, с одной стороны, теми требованиями, ожиданиями и возможностями, которые предъявляет и предоставляет педагогу общество, а с другой стороны, внутренними, личными источниками активности педагога - влечениями, переживаниями, мотивами и целями педагога, характером его ценностных ориентаций, мировоззрения, идеалов.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель.
Литература
- Зеер Э.Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование. - Екатеринбург: Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1998. - 51с.
- Кузьмина Н.В. и др. Методы системного педагогического исследования: учеб. пособие [Текст] / Н.В. Кузьмина и др. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. - 17
- Словарь педагогического обихода / Под ред. Л.М. Лузиной. Псков: ПГПИ, 2011. 88c
- Каптерев П. Ф. Педагогический процесс // Избр. пед. соч. / Под ред. А.М.Арсеньева. - М., 1989.
- Бабанский Ю.К. Педагогический процесс // Избр. пед. труды / Сост. М. Ю. Бабанский. - М., 1989.
- Мищенко А. И. Педагогический процесс как целостное явление. - М., 2003.
- Сластенин В.А., Мищенко А. И. Целостный педагогический процесс как объект профессиональной деятельности учителя. - М., 2007.
- Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. 100 экзаменационных ответов по педагогике: Экспресс-справ. для студентов вузов. Ростов н/ Д: - МарТ, 2000.
- Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учеб. для вузов. - С-Пб.: Питер, 2000.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.,1998.