Михайлова Ирина Валерьевна, учитель начальных классов, ГКОУ СО "Новоуральская школа № 2", Новоуральск
Современная школа продолжает меняться, пытается попасть в ногу со временем. Сегодня важно не столько вооружить ученика большим объемом предметных знаний, сколько сформировать у него универсальные способы действий.
Новые социальные запросы общества определяют цель образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования как "научить учиться". Задачей системы образования, на сегодняшний день, является формирование универсальных учебных действий (УУД).
В рамках интерактивного семинара хотела бы поделиться опытом работы по формированию познавательных универсальных учебных действиях у детей с ОВЗ на уроках русского языка и литературного чтения (по УМК "Школа России").
К познавательным УУД относятся: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы т.е.:
- Самостоятельное выделение и формулирование познава¬тельной цели; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; постановка и формулирование проблемы самостоятель¬ное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. фиксировать информацию разными способами; понимать информацию, представленную в разных формах;
- Умение пользоваться различными словарями, справочниками, имеющимися в учебнике;
- Умение находить в них нужные сведения;
- Способность выполнять логические действия с языковым материалом: проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение; подводить под понятие, доказывать, делать выводы и т.д.
- Умение ставить и решать учебные проблемы.
Одним из методов формирования познавательных УУД у детей с ОВЗ является моделирование, поскольку мышление этих детей отличается предметной образностью и наглядной конкретностью. Данный метод открывает ряд дополнительных возможностей в умственном воспитании.
На уроках русского языка это модели предложения, звуковые модели слова, которые потом преобразуются в буквенные. Эти модели мы используем на протяжении всего курса русского языка. Очень хорошо помогают модели на уроках постановки учебной задачи, где дети могут увидеть несоответствие схемы, зафиксировать разрыв между знанием и незнанием.
На этапе актуализации знаний минутка чистописания включает большие возможности для формирования познавательных УУД при помощи решения проблемных ситуаций. Обучающиеся самостоятельно определяют букву, которую будут прописывать. Например: "Прочитайте слова: гиря. Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она обозначает парный звонкий мягкий согласный звук. Какая это буква?", составьте схему слова. Далее идет усложнение выполняемых упражнений: найди лишнюю букву, найди неповторяющуюся букву, найди закономерность и продолжи ряд, найди общую букву.
Выполнение такого вида упражнений стимулирует развитие речи, аналитическое и логическое мышление, у школьников с ОВЗ происходит активное накопление лингвистических знаний, умений, навыков. Таким образом, формируются познавательные учебные универсальные действия на уроке русского языка.
Значительная часть логических познавательных УУД формируется и совершенствуется при изучении курса "Литературное чтение. Учебник содержит задания, направленные на формирование логических операций: анализ содержания и установление причинно-следственных связей; сравнение персонажей одного произведения и персонажей из разных произведений; сопоставление произведений по жанру и по виду. Умение обосновывать свои суждения вырабатывается благодаря типичным вопросам, сопровождающим задания учебника: "Почему ты так думаешь (считаешь, полагаешь)?", "Обоснуй свое мнение", "Подтверди словами из текста" и т.п.
Моделирование на уроках литературного чтения помогает обучающимся с ОВЗ запоминать и воспроизводить большие объемы текстов. При определении жанра произведения в этом помогает памятка-модель. Опираясь на нее, ребята могут составлять сравнительные таблицы, находить сходство и различие в произведениях разных жанров.
При работе с пересказом памятки-модели помогают обучающиеся с ОВЗ в построении логически оформленного монологического высказывания, умении пересказывать текст без искажений, пропусков, смысловых ошибок в истолковании событий, действий и поступков литературных героев, а так же в построении рассказа-описания, повествования, рассуждения. Таким образом, на уроках литературного чтения достаточно успешно формируются познавательные УУД , это позволяет:
- научиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
- уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов;
- уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
- уметь представлять информацию в виде схемы;
- уметь выявлять сущность, особенности объектов;
- уметь на основе анализа объектов делать выводы;
- уметь обобщать и классифицировать по признакам;
- уметь ориентироваться на развороте учебника;
- уметь находить ответы на вопросы в иллюстрации;
- уметь устанавливать причинно‐следственные связи;
- уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Необходимость моделирования в работе с детьми с ОВЗ связана с решением психологических и педагогических задач - когда обучающиеся строят различные модели изучаемых явлений, этот метод выступает в роли учебного средства и способа обобщения учебного материала, помогает детям "учится активно", формирует познавательные универсальные учебные действия.
В заключении необходимо отметить, что формирование УУД в образовательном процессе осуществляется в контексте разных учебных предметов.
Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся с ОВЗ раскрывает определённые возможности для формирования определенных УУД.
На уроке литературного чтения происходит формирование всех видов УУД с приоритетом развития ценностно-смысловой сферы и коммуникации. Предмет обеспечивает освоение идейно-нравственного содержания художественной литературы, развитие эстетического восприятия, прослеживание и раскрытие нравственных значений поступков героев литературных произведений (смыслообразование через прослеживание судьбы героя и ориентацию в системе личностных смыслов, самоопределения и самопознания на основе сравнения себя с литературными героями, основ гражданской идентичности, эстетических ценностей, умение устанавливать причинно-следственные связи, умение строить план).
На уроке русского языка в большей степени формируются познавательные, коммуникативные и регулятивные действия. Происходит формирование логических действий анализа, сравнения, установления связей, ориентация в структуре языка и усвоение правил, моделирование.
Список литературы
- А.Г. Асмолов "Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе", М: Просвещение, 2010
- С.М. Бондаренко, Г.Г. Граник, Л.А. Концева "Как учить работать с книгой", М.,1995
- С.А. Дыбленко, О.В. Соболева "Обучение диалогу с текстом: взгяд психолога и взгляд учителя", 2002, №8
- О.В. Соболева "Беседы о чтении", цикл статей (2007, №8-12; 2008, №1,3,4,6,9)
- Е.С. Савиков "Стандарты второго поколения", М: Просвещение, 2010
- Г.А. Цукерман Как младшие школьники учатся учиться? - Рига: Эксперимент, 2000