Формирование регулятивных УУД у обучающихся с ОВЗ на уроках математики в пятом классе

Кашина Лариса Анатольевна, учитель математики, ГКОУ СО "Новоуральская школа № 2", Новоуральск

В широком значении термин "универсальные учебные действия" означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность действий учащегося, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.

Умение учиться выступает важным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний. Умение учиться необходимо для каждого человека. Это залог его нормальной адаптации в обществе, а также профессионального роста. Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации.

Учебный предмет "Математика" имеет большие потенциальные возможности для формирования УУД в том числе и регулятивных. Реализация этих возможностей зависит от способов организации учебной деятельности школьников, которые позволяют не только обучать математике, но и воспитывать ей и учить мыслить.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. 

  • Целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.
  • Планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий.
  • Прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик. 
  • Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
  • Коррекция - внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами.
  • Оценка - выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.
  • Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

 Критериями сформированности у обучающихся с ОВЗ регуляции своей деятельности может стать способность:

  • удерживать цель деятельности до получения ее результата; 
  • планировать решение учебной задачи; 
  • оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений (убедительно, ложно, истинно, существенно, не существенно); 
  • корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения; 
  • осуществлять итоговый контроль деятельности ("что сделано") и пооперационный контроль ("как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия"); 
  • оценивать результаты деятельности; 
  • анализировать собственную работу; 
  • оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос "что я не знаю и не умею?"), а также умение начинать и заканчивать действие в нужный момент; 

Начиная работу в 5 классе по ФГОС, необходимо с первого урока приучать ребят самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, что в дальнейшем им поможет преодолеть не только учебные проблемы, но и жизненные трудности. В течение учебного года у пятиклассников должны сформироваться регулятивные УУД, а именно: обучающиеся должны уметь правильно поставить перед собой задачу, адекватно оценить уровень своих знаний и умений, находить способ решения задачи. Для этого нужно научить их выстраивать учебно-познавательную деятельность учитывая все ее компоненты: цель, планирование, прогноз, средства, контроль, оценка.

Проект формирования регулятивных УУД в 5 классе представлен в виде таблицы.

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Знакомство с едиными требованиями на уроке

Отработка единых требований

Определение целей  вместе с преподавателем

Определение целей  вместе с преподавателем и самостоятельно

Самостоятельное определение целей

Организация рабочего места.

Правила ведения тетрадей

 

 

 

 

 

 

 

Определение плана выполнения заданий вместе с преподавателем

Определение плана выполнения заданий вместе с преподавателем и самостоятельно

Определение плана выполнения заданий самостоятельно

Оценивание работы в диалоге с преподавателем

Оценивание работы по критериям и самооценка

Самооценка своей работы, понимание причины своего неуспеха.

Приёмы обучения целеполаганию:

  1. Учитель сам ставит цель, обучая учащихся:
    1. создание проблемной ситуации (использование подводящего диалога);
    2. ответы на вопросы в форме свободного высказывания: "Что будешь делать?", "Как будешь выполнять задание?"
  2. Совместное целеполагание:
    1. создание проблемной ситуации. Совместный выход;
    2. опора на жизненный опыт;
    3. введение слов-помощников: научиться, повторить, тренироваться и т.д.
  3. Самостоятельное целеполагание:
    1. создание проблемной ситуации;
    2. опора на жизненный опыт;
    3. постановка учебной цели с помощью индивидуальной дорожки ученика (не знаю, знаю, понимаю, могу научить другого);
    4. введение слов-помощников: сравнить, анализировать, обобщить;
    5. анализ предыдущего результата;
    6. определение "поля знание-незнание"

Планирование, прогнозирование, коррекция, оценка

Решение любой математической задачи требует чёткой самоорганизации: точного осознания цели, работы по готовому алгоритму (плану), проверки результата действия (решения задачи), коррекции результата в случае необходимости.

Алгоритм решения математической задачи:

  1. внимательно прочти содержание задачи;
  2. вспомни правило, которое относится к данной задаче;
  3. сделай краткую запись или чертёж
  4. составь план решения задачи;
  5. реши задачу по составленному плану;
  6. проверь свои вычисления и сравни их с содержанием текста задачи;
  7. рассмотри другие возможные способы решения, выбери наиболее рациональный;
  8. запиши ответ.

Контроль-самопроверка и взаимопроверка

Приёмы формирования действия контроля

Самопроверки и взаимопроверки решения задачи (парная взаимопроверка); 

Проверка учителем без исправления и подчеркивания ошибок.

При этом указывается задание, в котором сделана ошибка. Эту работу, можно разбить на этапы, в зависимости от особенностей обучающихся: одному указывается строка, в которой сделана ошибка, другому – блок строк записи, третьему – только задание.

В типовые задания, обеспечивающие развитие функций самоконтроля должны входить такие как: "Найди ошибку", "Реши несколькими способами", "Оцени результат" и т.п.

Этап самооценки (итог урока) предполагает рефлексию ребёнком собственной деятельности на уроке.

Учитель предлагает учащимся ответить на следующие вопросы:

  • Что нового узнали на уроке?
  • Какую цель мы ставили в начале урока?
  • Наша цель достигнута?
  • Что нам помогло справиться с затруднением?
  • Какие знания нам пригодились при выполнении заданий на уроке?
  • Оцените свою работу на уроке.

Можно предложить учащимся закончить предложения и оценить свою работу на уроке:

  • А вы знаете, что сегодня на уроке я...
  • Больше всего мне понравилось...
  • Самым интересным сегодня на уроке было...
  • Самым сложным для меня сегодня было...
  • Сегодня на уроке я почувствовал…
  • Сегодня я понял...
  • Сегодня я научился...
  • Сегодня я задумался....
  • Сегодняшний урок показал мне…
  • На будущее мне надо иметь в виду…

Чтобы проверить уровень развития мыслительных операций, можно использовать методику Блума, как на уроках, так и на коррекционных занятиях.

Суть данной методики состоит в том, что при составлении заданий, направленных как на диагностику уровня развития мыслительных операций, так и на их дальнейшее развитие, используются соответствующие ключевые слова:

Уровень

Содержание

Ключевые слова

Уровень 1

Фиксация (запоминание)

Назови; укажи; дай определение; сформулируй...

Уровень 2

Понимание

Расскажи своими словами; как ты понимаешь..; перескажи; сформулируй кратко; для чего можно (нужно) это...?; зачем?...

Уровень 3

Применение

Выполни; сделай...

Уровень 4

Анализ  (разложение информации на составные части и выявление как она соотносится по частям с другой информацией)

Сравни; сопоставь; выдели;  представь в виде таблицы; систематизируй по какому-либо признаку; укажи сходство и различие...

 

Уровень 5

Синтез (комбинирование нового знания и новой информации)

Что было бы, если бы...?; а как можно еще?; есть ли другое решение, метод, подход?; на сколько возможно, что бы...?...

Уровень 6

Оценка (высказывание своего мнения о предложенном пути)

Выскажи свое мнение; оцени; выбери то, что на твой взгляд наиболее...; каково твое мнение..., на сколько на твой взгляд...

Текущая диагностика уровней развития мыслительных операций осуществляется в процессе изучения каждой темы. Привлекательность этой диагностики состоит в том, что ее применение позволяет составить объективное представление об индивидуальных особенностях обучающихся данного класса, осуществлять дифференциацию в процессе изучения учебного материала и видеть перспективы учебно-воспитательного процесса в соответствии с этими особенностями.

Три первых уровня (Фиксация (запоминание,) Понимание, Применение) являются основными и, следовательно, задачей учителя можно считать формирование у учащихся третьего уровня развития мыслительных операций.

Каждый ученик может выполнять задания на уроке в своем темпе, добиваясь выполнения конкретных задач, соответствующих его уровню развития мыслительных операций, выстраивать индивидуальный путь обучения, как на уроке, так и во всем разделе курса в целом.

 Рекомендации по развитию регулятивных универсальных учебных действий

  • Научите ребенка контролировать и строить свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике. 
  • Научите ребенка контролировать, выполнять свои действия по заданному образцу и правилу. 
  • Помогите ребенку научиться адекватно оценивать выполненную им работу. - Научите ребенка исправлять ошибки. 

Литература

  1. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008. — 40 с.
  2. Фундаментальное ядро содержания общего образования/ Под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — М.: Просвещение, 2008. — 41 с.
  3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. Система заданий / Под ред. А. Г. Асмолова, О. А. Карабановой. — М.: Просвещение, 2010. — 160 с.
  4. Проектная деятельность в основной и старшей школе / Под ред. А. Б. Воронцова. — М.: Просвещение, 2008. — 192 с.
  5. Асмолов А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. — М.: Просвещение, 2007 — 112 с. 
  6. Заика Е. В. Как научиться учиться легко: Методические рекомендации по психогигиене и развитию познавательных процессов. — Харьков: ХГУ, 1990. — 52 с. 
  7.  Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Как учить школьников работать с учебником. — М.: Знание, 1987. — 144 с.
  • 00001
  • 00002
  • 00003
  • 00004
Вложения:
ФайлРазмер файла:
Скачать этот файл (Формирование УУД в 5 классе на математике.ppt)Формирование УУД в 5 классе на математике.ppt2680 Кб

Поиск

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич Сметанин