Программа развития как управленческий документ образовательного учреждения

Ахметова Татьяна Николаевна, директор, ГКОУ СО "Новоуральская школа № 2", Новоуральск

Главной задачей, стоящей перед образовательным учреждением на этапе реализации ФГОС НОО, ФГОС ООО, при подготовке к введению ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, является четкое осознание приоритетов развития образовательного учреждения, создание надлежащих условий для реализации права детей с ограниченными возможностями на качественное образование, личностное и творческое развитие, организацию доступной среды. Система мероприятий по развитию условий организации образовательной деятельности представлена в Программе развития образовательного учреждения. Программа развития - это базовый документ, определяющий основные направления развития учреждения и педагогического коллектива по реализации стратегических задач на ближайшую перспективу лет, конкретные шаги по созданию желаемого будущего состояния учреждения. Качество образования – важнейший показатель успеха школы и важнейшая, системообразующая задача и направление деятельности системы внутришкольного управления. Под качеством образования понимается совокупность существенных свойств и характеристик результатов образования, способных удовлетворить потребности самих школьников, общества, заказчиков на образование. Повышение качества образования возможно только через инновационные процессы, поэтому в настоящее время школа находится на этапе модернизации. Исходя из этого, педагогический коллектив ставит перед собой такие задачи:

  1. Реализация перехода к новому качеству образования за счет реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, поэтапного введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; реализации с 01.09.2016г. федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
  2. Качественное обновление содержания образования, внедрение в образовательный процесс инновационных педагогических технологий (информационно-коммуникационных, проектно-исследовательских, технологий обучения, дистанционного обучения).
  3. Создание современной, доступной и комфортной информационно-развивающей образовательной среды; модернизация материально-технической базы образовательного учреждения в соответствии с современными требованиями к условиям реализации адаптированных основных образовательных программ.
  4. Создание условий для дальнейшего совершенствования и развития кадрового профессионального потенциала педагогического сообщества школы для обеспечения соответствия результатов и качества образования обучающихся с задержкой психического развития, тяжёлыми нарушениями речи требованиям инновационного развития общества и потребностей экономики; внедрение системы непрерывного образования и повышения квалификации. 
  5. Содействие сохранению и укреплению здоровья ребенка с ограниченными возможностями здоровья; реализация мероприятий физкультурно-оздоровительной направленности, безопасного и здорового образа жизни, защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
  6. Реализация программ духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина, гражданско-патриотического воспитания, экологического воспитания, организация внеурочной деятельности, реализация дополнительных общеобразовательных программ для детей. 
  7. Удовлетворение запросов всех участников образовательного процесса (обучающегося, родителей, педагогов) на саморазвитие и самореализацию; обеспечение эффективности систем профилактики, внеурочной деятельности обучающихся, развитие форм сетевого взаимодействия основного и дополнительного образования.

Программа развития содержит и конкретный план управленческих действий по развитию условий осуществления образовательной деятельности (кадровых, финансовых, материально-технических, информационных и других) на перспективу ряда лет. Порядок управления реализацией Программы развития установлен в соответствии с перспективным планом администрации школы по руководству и контролю, планами управленческой деятельности руководителей образовательного учреждения и планами органов государственно-общественного управления образовательного учреждения – Совета учреждения, Попечительского совета. Порядок мониторинга хода и результатов реализации Программы развития рассматривается на педагогических советах, на административных совещаниях, совещаниях при директоре, на заседаниях Совета учреждения, Попечительского совета, Совета родителей, Методического совета школы. Порядок управления реализацией программы предусматривает различные источники и способы получения информации: анализ полученных результатов, проведение анкетных опросов участников образовательных отношений, внутри школьный мониторинг и отчетность, и др. По результатам мониторинга своевременно проводится работа по управлению рисками (минимизация, компенсация, регулирование, корригирование возникающих ситуаций, возможно, и отказ от ранее выбранных стратегий), выбирается вариант управления или комплекс организационных мер, операций и приемов, направленный на достижение номинального качества с оптимальными затратами. 

Каковы современные подходы к ожидаемым конечным результатам реализации программы развития? Результативность, а лучше сказать эффективность реализации мероприятий программы развития, понимается нами как степень соответствия реально полученных результатов ожидаемым, прогнозируемым. Для оценки эффективности реализации программы педагогический коллектив разработал следующие критерии:

  1. Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса, его соответствие действующему законодательству, Уставу казенного учреждения.
  2. Реализация адаптированных основных общеобразовательных программ, качественное обновление содержания образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, внедрение в образовательный процесс инновационных педагогических технологий: информационно-коммуникационных, проектно-исследовательских, технологий обучения, воспитания и социализации детей с ОВЗ. 
  3. Достижение запланированных показателей качества образования выпускников по итогам выпускных проверочных работ в 4-х классах, по результатам ГИА-9 (ГВЭ). Реализация компетентностного подхода к обучению и воспитанию детей с ОВЗ: использование в обучении ИКТ и дистанционных технологий, участие педагогов в профессиональных конкурсах регионального уровня, курсовая подготовка педагогов в системе непрерывного образования один раз в три года, увеличение доли обучающихся, занимающихся по индивидуальному учебному плану.
  4. Материально-техническое оснащение образовательной деятельности в соответствии с лицензионными требованиями и требованиями к условиям реализации ФГОС. Наличие развитой информационно-образовательной и предметной среды образовательного учреждения (100% компьютеров, подключенных к сети Интернет, локальной вычислительной сети, и используемых в образовательных целях). 
  5. Наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности, укомплектованность медицинского персонала; стабильные показатели здоровья обучающихся, налаженное взаимодействие с учреждениями системы здравоохранения города по поддержанию и сохранению здоровья обучающихся.
  6. Обеспечение постоянного участия обучающихся в конкурсах, смотрах, соревнованиях, предметных олимпиадах различного уровня. Качественный рост личностных достижений обучающихся в урочной и внеурочной деятельности по годам обучения. Продолжение получения образования выпускниками (не менее 95%).
  7. Развитие ресурсных возможностей воспитательной системы школы, внеурочной деятельности обучающихся, расширение базы и спектра дополнительного образования. Охват системой дополнительного образования на базе школы не менее 85% от общего количества учащихся.
  8. Обеспечение полной занятости обучающихся в системе внеурочной деятельности с использованием ресурсов воспитательного пространства города, возможностей воспитательной системы школы, системы дополнительного образования детей города через сетевое взаимодействие с учреждениями МОУ ДОД, реализация программ гражданско-патриотической направленности и социальных проектов.
  9. Минимизация случаев травматизма и противоправного поведения обучающихся, нарушения правил безопасного поведения и жизнедеятельности.
  10. Рост профессионального мастерства и квалификации педагогов, обеспечение уровня квалификации педагогов с высшей квалификационной категорией – не менее 25%, с первой квалификационной категорией - не менее 45% от общего количества педагогов, наличие сформированной готовности педагогов к непрерывному образованию в течение всей жизни. Развитие кадрового потенциала (постепенное омоложение педагогического состава, формирование кадрового резерва из числа молодых работников).
  11. Высокий индекс удовлетворенности качеством образования, уровнем организации образовательного процесса всех субъектов образовательных отношений (не менее 75%).
  12. Обеспечение ежегодной самооценки деятельности образовательной организации, мониторинг результатов коррекционно-развивающей работы, воспитательной системы. Проведение внутренней оценки качества образования, качества образовательной деятельности.
  13. Мотивация и стимулирование персонала по результатам труда в условиях введения профессионального стандарта педагога и "эффективного контракта".
  14. Расширение самостоятельности образовательного учреждения: реализация принципа государственно-общественного управления, широкое информирование участников образовательных отношений, закрепление позитивного имиджа образовательного учреждения в городе и регионе. 

Имеющийся опыт реализации предыдущей Программы развития за период 2012-2014 гг. позволил поэтапно провести мероприятия, направленные на обеспечение стабильного функционирования и развития образовательного учреждения: обеспечить образовательный процесс учебной, учебно-методической и справочной литературой, современной оргтехникой, информационными и кадровыми ресурсами; продолжить приведение условий образовательной деятельности в соответствие нормативным требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10 к организации образовательного процесса, требованиям пожарной безопасности и антитеррористической защищенности образовательного учреждения. 

Улучшение условий труда педагогов, улучшение качества медико-социальных условий осуществления образовательного процесса положительно сказались на динамике качества образования выпускников школы, на удовлетворенности достигнутыми результатами всех участников образовательных отношений, повышении авторитета и статуса образовательного учреждения на территории Новоуральского городского округа и Свердловской области. 

Поиск

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич Сметанин