Сетевое взаимодействие - путь повышения качества образования обучающихся с ОВЗ

Ахметова Татьяна Николаевна, директор, ГКОУ СО "Новоуральская школа № 2", Новоуральск

Повышение качества — стратегическая цель модернизации российского образования. Под качеством образования понимается совокупность существенных свойств и характеристик результатов образования, способных удовлетворить потребности самих школьников, общества, заказчиков на образование. Модернизация, в свою очередь, предполагает внедрение и развитие инновационных подходов к управлению качеством на всех уровнях образования. Внедрение федеральных государственных стандартов начального общего образования и основного общего образования, предстоящее внедрение с 1 сентября нового учебного года ФГОС обучающихся с ОВЗ, предполагает ряд последовательных шагов по реализации адаптированных основных общеобразовательных программ, среди которых особое место занимает органичное сочетание учебной и внеурочной деятельности как обязательное условие содержания ФГОС. Учитывая сложные кадровые условия, отсутствие притока квалифицированных кадров (школа работает на территории ЗАТО), учреждению приходится четко продумывать свои направления деятельности, в том числе организацию внеурочной деятельности обучающихся с учетом имеющихся на территории возможностей: развивать сетевые формы взаимодействия с учреждениями культуры, спорта, здравоохранения, образования на территории Новоуральского городского округа. 

 

С вступлением в законную силу Федерального закона "Об образовании в РФ" работники образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, получили возможность по-новому взглянуть на ресурсы (внутренние и внешние) организации образовательной деятельности, в том числе внеурочной деятельности обучающихся. Согласно ст. 15 Федерального закона № 273- ФЗ "Об образовании в РФ", при реализации образовательных программ, образовательное учреждение получило возможность организации освоения обучающимися образовательных программ с использованием ресурсов нескольких организаций. Что это означает на практике для нашего учреждения? Система воспитательной работы, созданная в образовательном учреждении, обеспечивает реализацию сетевого взаимодействия с социальными партнерами: Станция юных техников, Центр внешкольной работы, Детская художественная школа, муниципальный краеведческий музей, Центральная публичная библиотека, Новоуральский технологический колледж, объединение "Благое дело", Детско-юношеский центр, Детская поликлиника, что способствует расширению возможностей социальной адаптации обучающихся с ОВЗ. 

На основании заключенных договоров школа осуществляет тесное взаимодействие с учреждениями дополнительного образования города: Станция юных техников (программы ДО "Фантазия и умелые руки"), Центр внешкольной работы (программа ДО "Юный эколог", комплексная арт - терапевтическая программа "Мы - вместе"), Детско-юношеский центр (объединения "Умелые руки", "Сталкер", программы "Прикладное творчество смешанного типа", "Социальное проектирование"), МАОУ ДО "Центр диагностики и консультирования";- образовательные программы, социальные проекты учреждений культуры, спорта: ГБОУ СОН СО "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Новоуральска" (программа "Русские традиции"), Центральная публичная библиотека (программа "Люби и знай свой край"), Театр кукол "Сказ" (проект "Город Сказ"), Детская школа искусств, Детская художественная школа, Театр музыки, драмы и комедии (абонемент "Знакомство с музыкальными инструментами"), Новоуральский историко - краеведческий музей (абонемент "Знакомьтесь, музей!"), Комитет солдатских матерей, Детско - юношеская спортивная школа, Спортивный клуб "Кедр". Наименование дополнительных образовательных программ, организуемые мероприятия и направления внеурочной деятельности, расписание занятий согласуются сторонами.

Занятия в кружках творческого и познавательного направления, в общественно полезных акциях, практиках, помогают учащимся реализовать себя в любимом виде деятельности. На протяжении ряда лет наблюдаются устойчивые положительные результаты на уровне достижений обучающихся, которые ежегодно принимают участие в конкурсах, смотрах, фестивалях, соревнованиях регионального, областного, всероссийского уровней и добиваются призовых мест. Численность/удельный вес численности учащихся - победителей и призеров олимпиад, смотров, конкурсов, в общей численности учащихся за последний учебный год составляет: 69 человек / 26,1%.

Использование сетевой формы взаимодействия позволило организовать совместную работу учреждения с ГАОУ СПО СО "Новоуральский технологический колледж" по профессиональной ориентации и профессиональному самоопределению обучающихся старших классов. Разработан совместный план работы, который включает следующие мероприятия для учащихся 8-9 классов:

  • тематические родительские собрания: "Профессии, которые выбирают наши дети", "Выбор профессии: за и против"- не только обеспечивают профессиональную ориентацию обучающихся на реально востребованные профессии в НГО, но и помогают сделать учреждение- партнера по взаимодействию максимально информационно открытым и доступным для родительской общественности и обучающихся; 
  • интегрированные мероприятия: "Дожинки", "Масленица", "Пасха"- способствуют социализации обучающихся и укреплению национальных традиций; 
  • недели профессий: "Повар, кондитер", "Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования"- способствуют профессиональному самоопределению будущих выпускников школы. В данной работе принимают деятельное участие, как сотрудники технологического колледжа, так и классные руководители 8-9 классов. В конце учебного года большой положительный отклик получен от этой работы, как от родителей, так и от самих обучающихся. Создание условий для осознанного выбора направления дальнейшего обучения и повышения готовности подростков к социальному, профессиональному и культурному самоопределению показали высокую эффективность проводимой работы: интеграцию не менее 98 % выпускников основной школы в систему среднего общего и среднего профессионального образования. В 2015 году 100% выпускников 9-х классов после окончания школы продолжили образование, из них поступили на обучение в учреждения СПО (96 %), поступили в 10-й класс (4%). 

В сетевой форме осуществляется взаимодействие по проведению лечения детей с ОВЗ в отделении восстановительной терапии на базе детской поликлиники ФГУЗ ЦМСЧ-31 ФМБА России. В течение учебного года прошли лечение 86 учащихся начальной школы на базе отделения восстановительного лечения (кислородный коктейль, ЛФК, галокамера, бассейн, БОС-митон). Сетевое взаимодействие способствовало развитию форм комплексного сопровождения, получению детьми с ОВЗ необходимого им лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС, на коррекцию поведения, улучшение состояния соматического и психофизического здоровья. 

Особенностью организации сетевого взаимодействия является включение родителей в совместные формы работы по созданию комфортной и безопасной среды жизнедеятельности школьников, расширение родительского участия в совместных с родителями общешкольных и классных мероприятиях, в органах самоуправления образовательного учреждения (Совет родителей, комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, родительские комитеты классов). 

Таким образом, образовательное учреждение, выступая участником и инициатором сетевого взаимодействия, решает задачи расширения спектра образовательных услуг, предоставляемых обучающимся с ОВЗ. Изучение мнения потребителей образовательных услуг по вопросам, связанным с организацией образовательного процесса, показывает высокую степень удовлетворенности организацией образовательного процесса в учреждении со стороны участников образовательных отношений. Общий индекс удовлетворенности организацией образовательного процесса в образовательном учреждении составляет за последние три года у выпускников: 80,5%,80,6%,77,8%; у родителей (законных представителей): 92, 6% 95,1%, 93,2%; что является стабильно высокими показателями.

В заключение отмечу, что при организации сетевой формы взаимодействия учитывается, что реальная работа образовательного учреждения в названном направлении в значительной мере зависит от региональной политики и особенностей социальной ситуации на месте организации образовательной деятельности. Органы управления образованием, инициирующие на своей территории сетевое взаимодействие в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов, решают задачи обеспечения гарантий прав граждан на получение общего образования, эффективного использования имеющихся ресурсов и оптимизации управления системой образования.

Поиск

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич Сметанин