Особенности пространственных представлений младших школьников с различными типами мануальной асимметрии

Новгородова Юлия Олеговна, старший преподаватель кафедры  психологии развития и дифференциальной психологии, Столбова Елена Вадимовна, студент бакалавриата, Удмуртский государственный университет

С точки зрения отечественного нейропсихолога А.В. Семенович, пространственные представления являют собой сложную многофакторную структуру психики, изучение которой предполагает обращение к разным видам деятельности человека. Данный феномен можно отнести к базису, над которым надстраивается вся совокупность высших психических процессов — письмо, счет, чтение, мышление и т.п. [1].

Левшество – многие годы одна из наиболее обсуждаемых проблем развития человека. Актуальностью является то, что у детей-левшей существенно изменяется нейропсихологическая схема онтогенеза. Взаимодействуя с такими детьми нельзя не заметить у них отсутствия пространственных навыков и во внешнем, и во внутреннем плане. Они могут начинать читать, писать, рисовать с любой стороны [1]. 

Правильная квалификация и своевременное формирование у ребенка пространственных представлений – одно из важнейших условий повышения его достижений [1]. Так как рассматриваемый нами возраст – младший школьный, то его главные достижения – это школьная успеваемость. Для успешного обучения в школе ребенок должен свободно ориентироваться в пространстве и знать основные пространственные понятия. Если у него не полностью сформировались пространственные представления, то можно увидеть беспорядок в тетрадях: ребенок выходит за поля, пишет слова слитно, не может переносить слова.

Для исследования пространственных представлений мы применили нейропсихологический подход. В исследовании нами использовались следующие методики: копирование фигур Рея-Остеррица и Тейлора (исследование развития восприятия, пространственных представлений, координации глаз-рука, зрительной памяти, уровень организации и планирования действий), тест Деннмана (исследование копирования), копирование проекционных изображений (исследование проекционных представлений). Оценка достоверности различий между исследуемыми группами проверялась с помощью U критерии Манна-Уитни. Статистическая обработка осуществлялась с помощью пакета программ SPSS 17.0 for Windows.

В качестве испытуемых выступили младшие школьники МБОУ "Гимназия № 83" г. Ижевска в количестве 60 человек (30 праворуких, 30 леворуких).

В результате количественной обработки данных были определены значимые различия левшей и правшей в ошибках по типу "недостаточность сформированности проективных представлений" (U = 345,000; р = 0,012) леворукие младшие школьники чаще совершают подобные ошибки. Под недостаточностью сформированности проективных представлений представляется трудность передачи трехмерности объекта на плоскости. Примеры копирования правшами и левшами трехмерного объекта можно увидеть в рисунке 1.

  • 00001
  • 00002
 

Рис.1. Копирование проекционных изображений

Незначимыми оказались различия таких показателей, как пофрагментарная стратегия копирования (U = 435,000; р = 0,557) и дефицит метрических представлений (U = 450,000; р = 1,000). Пофрагментарная стратегия копирования - копирование с поэтапным воспроизведением одного фрагмента за другим с относительно выраженным вектором продвижения от одного края перцептивного поля к другому. Дефицит метрических представлений - ошибки по оценке расстояний, углов, пропорций, проявляющееся в нецелесообразности соответствия величин отражаемых элементов с рисунка или копироваемого объекта [1].

Количественный анализ также позволил определить значимые различия показателей успеваемости (U = 174,500; р = 0,000), правши имеют значимо более высокие баллы успеваемости.

Таким образом, можно сделать вывод, что леворуким детям необходима своевременная коррекционно-развивающая работа по развитию пространственных представлений. Для этой работы мы выбрали авторскую программу А.В. Сунцовой и С.В. Курдюковой "Изучаем пространство с нейропсихологом" [2]. Все задания и упражнения в пособии построены в соответствии со следующими принципами: 

  1. Обеспечение постепенного усложнения заданий, переход от более простых занятий к более сложным, и в то же время уменьшается помощь взрослого. 
  2. Использование игровой формы заданий, в игре необходимо подключать свою волю, действие, подчиниться правилу и это способ формирования произвольности.

После того, как младшие школьники пройдут данную коррекционно-развивающую программу, мы получим повторные результаты по тем же методикам и узнаем, насколько эффективны проведенные задания. 

Список литературы

  1. Cеменович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста: Учебное пособие. – М.: Генезис, 2013. – 319с.: ил. – C. 177-212.
  2. Сунцова А.В., Курдюкова С.В. Изучаем пространство с нейропсихологом: Комплект материалов для работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. – 2-е изд., испр. – М.: Генезис, 2016 – 64 с. + (28 л.)
  • 00001
  • 00002
  • 00003

Поиск

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич Сметанин