Тимофеева Татьяна Леонидовна, учитель-дефектолог, ТО ПМПК, Государственное казенное общеобразовательное учреждение Свердловской области "Сухоложская школа, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы", Сухой Лог
Сфера системы психолого-педагогического сопровождения включает в себя, помимо преодоления трудностей обучения, задачи обеспечения успешной социализации, сохранения и укрепления здоровья, разработку АООП и СИПР, адекватных возможностям и особенностям обучающихся.
Психолого-педагогическое сопровождение решает также задачу создания оптимальных условий для развития личности и обеспечения индивидуального подхода к ребёнку в условиях учебно-воспитательного процесса, помощь учителям в подборе правильных путей и способов работы с обучающимися, повышения уровня психолого-педагогической компетентности учителей и родителей.
К особым образовательным потребностям, являющимися общими для всех обучающихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью, относится, в том числе, и формирование элементарных социально-бытовых навыков и навыков самообслуживания.
ФГОС устанавливает требования к личностным и предметным результатам освоения АООП обучающихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. И в личностных, и в предметных результатах предполагаются такие направления, как представление о себе как "Я", осознание общности и различий «Я» от других. Так как состояние умеренной и тяжёлой умственной отсталости вытекает из отягчающих и комплексных блокировок деятельности, а из-за отключённости от общего опыта нервные и умственные структуры могут развиваться лишь на зачаточном уровне, формирование представлений, знаний происходит очень медленно и требует дополнительной помощи в лице специалистов психолого-медико-педагогического сопровождения.
В основе индивидуальных программ сопровождения по формированию представлений о себе выбраны четыре направления:
- я и окружающие;
- я и школа;
- я с самим собой;
- я и окружающий мирю
Каждое направление включает в себя формирование отдельных социальных умений и навыков.
Основной ожидаемый результат освоения АООП для обучающихся с интеллектуальными нарушениями – развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач.
В рамках ФГОС предмет итоговой оценки качества освоения обучающимися АООП сформулирован как достижение результатов, отражающих динамику развития жизненной компетенции. «Формы и способы обозначения выявленных результатов могут осуществляться в оценочных показателях, а также в качественных критериях по итогам практических действий, при этом форма должна быть удобна и понятна.» Система оценки должна отражать:
- что обучающийся знает и умеет;
- что из полученных знаний и умений применяет на практике;
- насколько активно, адекватно и самостоятельно их применяет.
В этой работе предлагается одна из многих таблиц мониторинга формирования социальных навыков у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.
Для оценки результатов развития ФГОС рекомендует применять метод экспертной группы, куда могут входить и специалисты сопровождения. Члены этой группы должны определять для каждого ученика через определённые промежутки времени оценку уровня функционирования. Документация имеет непрерывный характер и отражает всё время прибытия ученика в школе. Выявление представлений, умений и навыков обучающихся даёт основу для корректировки содержания дальнейшей коррекционной работы.
Приложение
Критерии оценивания сформированности умений и навыков по видам деятельности
- 5 баллов – полное соответствие требованиям, самостоятельное выполнение заданий.
- 4 балла – соответствие требованиям, самокоррекция после стимулирующей помощи.
- 3 балла – неполное усвоение знаний, умений, навыков, принятие направляющей помощи.
- 2 балла – частичное усвоение знаний, умений, навыков, принятие организующей помощи.
- 1 балл – фрагментарное усвоение знаний, умений, навыков, принятие разъясняющей помощи.
- 0 баллов – Неусвоение знаний, умений, навыков; невыполнение заданий, отказ от заданий, смысловая неадекватность.
Карта формирования умений и навыков (Я с самим собой. Еда, одевание, физиологические потребности)
|
Содержание |
I |
II |
III |
IV |
1 |
Умение мыть руки перед едой |
|
|
|
|
2 |
Эстетический приём пищи |
|
|
|
|
3 |
Умение накрывать на стол |
|
|
|
|
4 |
Использование столовых приборов (без ножа) |
|
|
|
|
5 |
Умение пользоваться столовым ножом |
|
|
|
|
6 |
Умение различать и называть посуду |
|
|
|
|
7 |
Умение убирать за собой посуду |
|
|
|
|
8 |
Умение правильно надевать одежду |
|
|
|
|
9 |
Умение выбора одежды в зависимости от погоды |
|
|
|
|
10 |
Умение выбора одежды в зависимости от времени суток |
|
|
|
|
11 |
Умение выбора одежды в зависимости от ситуации |
|
|
|
|
12 |
Умение застёгивать пуговицы, молнию |
|
|
|
|
13 |
Умение надевать обувь |
|
|
|
|
14 |
Умение шнуровать ботинки |
|
|
|
|
15 |
Умение прибирать снятую одежду |
|
|
|
|
16 |
Умение ухаживать за одеждой (чистка, хранение) |
|
|
|
|
17 |
Умение ухаживать за обувью |
|
|
|
|
18 |
Умение пользоваться туалетом |
|
|
|
|
19 |
Сообщение о сигналах, поступающих от тела (голод, жажда) |
|
|
|
|
20 |
Сообщение о сигналах, поступающих от тела (боль, её локализация) |
|
|
|
|