Иванцова Елена Анатольевна, учитель начальных классов, ГКОУ СО "Карпинская школа-интернат", Карпинск
Данный урок способствует формированию у учащихся на доступном уровне таких понятий, как сочувствие и сопереживание, развивает умение вдумчиво вчитываться в текст произведения, корректирует эмоциональную среду (любование родной природой, сочувствие животным, восхищение смекалкой, создаются условия для обогащения словаря обучающихся. Используемые приёмы: фронтальная, парная работы, приёмы технологии РКМ "Корзина идей")
На изучение произведения отведено два часа, первый час - знакомство с текстом, обработка первых эмоциональных впечатлений, деление текста на части и их озаглавливание, подготовка к творческому пересказу на втором уроке.
Предмет: литературное чтение Тип урока: освоения новых знаний с использованием технологии критического мышления
УМК: "Школа России" Тема: Знакомство с произведением К.Паустовского "Барсучий нос"
Цель: Развитие умения чувствовать необыкновенную силу слова, формирование умения определять проблему произведения.
Задачи: обучающие - продолжить работу с текстом произведения; освоение социокультурной категории "сопереживание", "сочувствие", развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию. развивающая - развивать навыки чтения, творческие способности, мышление, речь, развивать коммуникативные навыки общения, социокультурный опыт учащихся. воспитывающая - способствовать развитию у учащихся чувства сострадания, сопереживания, наблюдательности за родной природой здоровьесберегающие - сохранять здоровье детей путём оптимального учебного труда и активного отдыха; использования ИКТ; создания комфортной и доверительной атмосферы в классе; осуществления психологической поддержки каждого ученика.
Планируемый результат
- Личностные УУД: ориентироваться в художественном и нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы.
- Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять пошаговый контроль и оценивать правильность выполнения работы по результату.
- Познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов, суждений, аргументации), осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя; строить речевые высказывания в устной форме, оформлять свою мысль по типу рассуждения, проводить сравнения по заданным критериям, устанавливать причинно-следственные связи.
- Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение; допускать возможность существования различных точек зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, строить понятные для партнера высказывания.
Основные понятия: главный герой, главная мысль, описание героя, сочувствие
Межпредметные связи: окружающий мир, ОБЖ
Ресурсы:
- Литературное чтение, 3 класс
- Аудизапись произведения "Барсучий нос" + презентация диафильма 2. Презентация к уроку
- Иллюстрации животных (барсук, виды рыб) 4. Карточки (вставить пропущенные слова)
Конструкт урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Планируемые результаты |
|
Предметные |
УУД |
|||
I.Организацион-ный момент. Эмоциональный настрой. Самоопределе-ние к деятельности |
Дорогие ребята! Я, надеюсь, что сегодня на уроке все будут внимательными слушателями и активными участниками. Мы с вами прочитаем интересный рассказ и освоим новое понятие. Мы будем и слушать, и запоминать, и рассуждать. Ведь чтение без размышления - пустое развлечение. |
Вспомним правила общения: *Высказывается каждый участник *Ответив сам, выслушай других; *Мы не выкрикиваем, даем право высказаться каждому; Вам помогут слова «я согласен(согласна)»
|
Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. |
Регулятивные организация учащимся своей учебной деятельности
|
II Мотивация к учебной деятельности
Формулирование темы и целей урока. |
-Прочитайте высказывание писателя
- Какие рассказы К. Паустовского вы читали?
-Писатель любил наблюдать за явлениями природы и умел интересно рассказывать о ней своим читателям - Как вы думаете, о каком лесном жителе повествует нам К. Г. Паустовский? - О чём будет говорится в рассказе? Почему вы так думаете?
-Сформулируйте тему урока. Что мы нового узнаем из рассказа? -Все ваши предположения я записываю на доске, к ним вернёмся в конце урока. |
Слайд 1. Чтение высказывания писателя Слайд 2. Чтение названий произведений писателя Слайды 3,4,5 Рассматривание пейзажей природы
Слайд 6. Прочитайте название рассказа
- Мы будем читать про барсука, какие с ним произошли приключения, узнаем что –то новое про его образ жизни. |
Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.
Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию.
|
Регулятивные: саморегуляция, как способности к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию.
Оценка (выделение и осознание того, что уже усвоено и что предстоит усвоить) |
III. Актуализация знаний
|
– По каким приметам мы можем узнать барсука?
Словарная работа. Дёготь – тёмный, смолянистый жидкий продукт. Вереск – вечнозелёный кустарничек с мелкими трёхгранными листьями, растёт в сосновых лесах, торфяных болотах. Чёлн – выдолбленная из дерева лодка. Пуд – это старинная единица массы, равная 16 килограммам. |
Это сообщение можно заранее предложить учащемуся (слайд 7) Барсук – хищный зверь, размером со среднюю собаку, с короткими ногами и длинной шерстью. По спине у барсука идут белые продольные полосы. Живёт в подземных норах, которые роет по склонам песчаных холмов, оврагов, берегов рек и озёр. Питается барсук ягодами, корневищами, грибами, ест мышей, лягушек, насекомых.
|
Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»
|
Регулятивные: саморегуляция, как способности к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию.
|
IV. Постановка учебной задачи
|
-Мы все вместе прослушаем этот рассказ в исполнении актёров, после прослушивания ответьте на вопрос: Что же случилось с носом барсука? |
Прослушивание аудизаписи рассказа с одновременным просмотром покадрового диафильма (презентация№2) |
Определять основную мысль рассказа. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. |
Личностные: смыслообразование (для чего мне это надо)
|
V. «Открытие» учащимися новых знаний Первичное закрепление
|
-Какие чувства вызвал рассказ? -Где происходили события? -Кто был вместе со взрослыми? -Почему барсук обжёг нос? Какие чувства к барсуку?
ФИЗМИНУТКА |
Ответы учащихся по первичному восприятию произведения
Слайд (движения сопровождаются музыкой) |
Извлечение необходимой информации из прослушанного текста, преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характе-ристики. |
Познавательные: общеучебные, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Коммуникативные, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. |
VI. Включение новых знаний в систему знаний .
|
-Читаем и анализируем рассказ по частям, придумаем название каждой части
- Каких рыб ловили рыбаки?
-Почему рыбаки всё время поддерживали огонь в костре? -Кто прибежал к костру? -Кто первым его услышал?
- Знал ли барсук об опасности? -Какое правило личной безопасности нарушил барсук? - Из каких строк видно, что барсуку было очень больно?Найдите и запишите, как было больно барсуку.
-Вы когда - нибудь обжигали руку? -Что нужно сделать, чтобы меньше болела рука? -Что увидел мальчик рано утром? - Как барсук придумал лечить свой нос? -Почему именно так лечил свой нос?
- Почему автор узнал барсука?
|
Слайд - чтение трудных слов из рассказа, разбор их понимания
Слайд -. I часть рассказа «Осенняя рыбалка на озере» Рассматривание вид рыб (иллюстрации), обитающих в озере
Слайд - II часть «Ужин у костра» Слайд-.Для ответов можно использовать опорные слова из рассказа
Слайд III часть «Барсук решил поужинать у людей» Барсук …..и с отчаянным воплем …..обратно в траву. Он ……. и …. на весь лес, ……кусты и ……от негодования и боли (Работа в паре, нужно вставить пропущенные слова из рассказа, задания на карточке)
Слайд IV часть «Барсук лечит нос» -При ожоге нужно больное место подставить под струю холодной воды
Слайд V часть «Встреча через год»
|
Проверить умения в определении, само-контроль усвоения знаний.
Наблюдать за развитием и последовательностью событий в тексте. Объяснять значения разных слов с опорой на текст
Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте.
Способность к решению учебно-познавательной задачи, работать в группах. Участвовать в анализе содержания, оценивать события и поступки. Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам |
Познавательные: общеучебные, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Коммуникативные, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Участвовать в работе пары и группы, читать текст друг другу.
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
VII Осмысление полученной информации |
-Если бы автор не пошёл за мальчиком и ограничился бы только тем, что выслушал его, поверил бы он в этот невероятный случай? – Кто из вас хотел бы быть таким же наблюдательным, как мальчик?
- Если не было в рассказе мальчика, смогли рыбаки увидеть, как барсук лечит свой нос? – Какова главная мысль рассказа?
- Прочитаем ваши предположения о содержании рассказа, они были записаны на доске в начале урока. Кто угадал, о чём будет идти речь в рассказе? |
Слайд План рассказа
Наблюдательные люди никогда не будут разорять птичьи гнёзда, ломать ветки деревьев, обижать зверей, разрушать муравейники.
Красота природы завораживает и остаётся в душе человека. Необходимо учиться видеть природу, наблюдать и понимать её красоту. Активное переосмысление собственных представлений с учётом прочитанного произведения |
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Участвовать в анализе содержания, определять тему и главную мысль произведения. Подведение собственных результатов, оценка собственных предположений |
Личностные: самоопределение, выбор ценностных ориентиров, определение своего «способа жизни» Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном
|
VIII. Рефлексия
|
- Оцените свою деятельность на уроке
|
Слайд Меня удивило…. Мне стало жалко.. Мне не понравилось… Меня восхитило… Меня поразило…
|
Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
|
Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
IX. Д/з. |
-Попробуйте пересказать эту историю от имени барсука. Устроим конкурс «Лучший рассказчик». Всем спасибо за работу |
|
Развитие воссоздающего и творческого воображения, составлять небольшое монологическое высказы-вание с опорой на авторский текст. |
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
Список литературы
- Специальный Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования детей с задержкой психического развития: проект\ И.А. Коробейников, Н.В.Бабкина, – М.: Просвещение, 2014
- Литературное чтение. 3 класс. Учебник для образовательного учреждения. В 4 частях \Кубасова О.В.- Смоленск: Ассоциация XXI век,2013
- Кубасова О.В. Методические рекомендации по литературному чтению для начальной школы: 3 класс- Смоленск, Ассоциация Xxi век, 2010 .-208 с.
Интернет ресурсы
- Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов.- http://school-collection.edu.ru