Коновалова Светлана Борисовна, учитель, МАУ ДО "ЦДК", Новоуральск
Современное образовательное пространство направлено на качественное обучение каждого ребёнка с учётом возможностей его физиологического здоровья, психического развития и индивидуальных особенностей. Наше учреждение МАУ ДО "ЦДК" предоставляет такую возможность для реализации особых образовательных потребностей любого ребёнка. // В соответствии со 152-ФЗ данные о ребенка в данном материале обезличены.
В моей практической деятельности имеется опыт индивидуальной работы с разными детьми: с задержкой психического развития, с детьми с минимальными мозговыми дисфункциями, с нарушениями эмоционально-волевой сферы и др.
В данной статье представлю опыт работы с ребёнком, имеющим статус "инвалид". Мальчик несколько лет назад перенёс сложную операцию. В настоящее время находится под систематическим наблюдением врачей. Ограничение в контактах, запрет на посещение детского учреждения и массовых мероприятий являются причиной дефицита общения ребёнка. Присутствуют замедленность и нарушения в развитии. При недостаточном педагогическом воздействии есть риск неполноценного развития ребёнка, а при систематическом личностно-ориентированном подходе возможен благоприятный прогноз.
В январе 2015 года в возрасте 6 лет с обучающимся была начата образовательная деятельность в нашем учреждении по программе "Подготовка к школе". Посещение занятий осуществлялось в утреннее время 2-3 раза в неделю в зависимости от состояния здоровья ребёнка. Одновременно или с чередованием проводилась диагностическая и развивающая работа с психологом. В результате совместной деятельности за год были достигнуты следующие результаты в обучении ребенка: читает по слогам и целыми словами, выполняет звуко-буквенный анализ слов, качественно выполняет графические задания; произошли положительные изменения в развитии мыслительных операций, расширился словарный запас, активизировалась физическая активность, развивалась культура общения. В настоящее время сохраняются следующие проблемы в обучении и в поведении: неуверенность в себе, застенчивость, желание высказаться и неумение говорить внятно, скованность физических движений, недостаточность развития эмоций, заниженная самооценка.
В 2017-2018 учебном году основными направлениями деятельности с ребёнком являются: интеллектуальное развитие, развитие коммуникативных умений, внятной громкой устной речи, развитие физической активности, эмоциональное развитие, дальнейшее формирование учебной мотивации и творческой активности, развитие уверенности в себе. Предлагаю описание индивидуального коррекционно-развивающего занятия, проведённого с обучающимся в октябре 2017 года. Целью занятия является развитие устной речи, двигательной активности, эмоциональности, творческих умений. Занятие начинается с взаимного приветствия, улыбок, обмена впечатлениями о самочувствии, настроении и о проведённых выходных днях. Далее учитель сообщает о предстоящих делах: работа в кабинете , затем переход в сенсорную комнату для игр в сухом бассейне (желание ребенка, высказанное им на прошлом занятии). Учитель предлагает обучающемуся выбрать, какое задание он будет выполнять сначала: 1) "Секреты имени и фамилии" 2) "Вдумчивый читатель" 3) "Я знаю о…". Занятие спланировано так, что нет строгой последовательности заданий.
Первым начали выполнять задание: "Секреты имени и фамилии". Учитель предлагает ребёнку исследовать собственное имя и фамилию, выкладывает на парту три карточки со словами: "<фамилия ребенка>", "<имя ребенка>", "<имя ребенка сокращенное>", просит прочитать их и сказать, что они обозначают. Далее учит ребёнка умению найти слова внутри данных слов: помогает ребёнку увидеть эти слова, используя при этом разные способы: давая толкование слова, прикрывая листком бумаги лишние буквы в слове, подчёркивая нужное слово внутри данного. В совместной деятельности учителя и ребёнка найдены слова, составленные из имеющихся букв. Происходит совместное обсуждение значения выделенных слов. В конце занятия учитель мотивирует ребёнка на продолжение такого вида деятельности и просит также поиграть с именами своих родителей. На следующем занятии обучающийся принёс карточку, на которой было напечатано имя его мамы и в нём выделено фломастером созданное тем же методом слово. Учитель хвалит ребёнка за совместную исследовательскую работу.
Выполнение задания "Вдумчивый читатель". Учитель даёт ребенку карточку, на которой написан столбик слов, и даёт устную инструкцию: читать слова и подчеркивать по линейке те, значение которых неизвестно. Обучающийся подчеркнул следующие слова: "обрыв", "овраг" и "орган" (музыкальный инструмент). Относительно слова "орган" учителем была создана проблемная ситуация: выявление изменений смыслового значения слова в зависимости от постановки ударения. Обучающемуся стало интересно, какие органы есть у каждого человека. Учитель предлагает узнать об этом и рассказать на следующем занятии. При работе над столбиком слов обучающийся не подчеркнул слово "упрёк", но сам не смог рассказать учителю, что оно значит. Выяснилось, что при чтении обучающийся пропустил это слово, не подчеркнул, поэтому не задал вопрос учителю. Учитель оказывает педагогическое воздействие: просит, чтобы не расстраивался, говорит, что все люди могут ошибаться, что на ошибках учатся; напоминает, как следить при чтении, чтобы не пропустить слово. В завершение работы учитель спрашивает обучающегося, как он поработал, что получилось, в чём были затруднения.
Выполнение задания "Я знаю о …". В конверте находятся карточки со словами: "школьник", "зима", радуга", "лось", "ранец", "Москва", "арбуз", "мама". Учитель берёт из конверта одну из карточек, читает слово и строит о нём высказывание. Далее просит добавить свою информацию по тому же слову. Затем обучающийся берёт карточку из конверта и рассказывает, что он об этом знает, а учитель добавляет сведения. Происходит взаимообмен информацией по выбранным словам. Игра продолжается столько, сколько позволит время, и каков будет интерес ребёнка. Сначала учитель рассказал обучающемуся про лося о том, что это самое крупное животное нашего края, что лося можно увидеть в наших лесах, что он любит лизать соль, лечится мухоморами. Ребенок составлял предложения по опорным словам "зима" и "арбуз". Он рассказал, что зима - это время года, что любит зиму потому, что он родился зимой, и вместе с мамой они любят вырезать снежинки. Ребенок знает, что арбуз - это самая крупная ягода, его полезно есть. Учитель хвалит обучающегося за его речь.
На этапе рефлексии учитель просит обучающегося вспомнить, какие три задания со словами выполняли, что понравилось, в чём были затруднения, над чем надо ещё поработать.
Переход в сенсорную комнату. При входе в комнату по традиции звучат слова приветствия и общепринятые правила поведения. Далее учитель предлагает игры в сухом бассейне и просит вспоминать их названия из созданной в прошлом году копилки игр. Ребенок был очень активен, подвижен, наблюдался эмоциональный всплеск: смех, оживление, возгласы. Далее учитель знакомит обучающегося с новой игрой "Найди лимон" и даёт установку на запоминание названия игры. В завершение спрашивает, какое настроение у ребенка от игр в бассейне, как называются его любимые игры с шариками. По просьбе учителя обучающийся высказывает пожелание работы с другими объектами сенсорной комнаты на следующем занятии. Завершение занятия в комнате происходит проговариванием традиционных слов прощания.
Проведение индивидуальных развивающих занятий в описанной форме и определённого содержания, направленного на решение конкретных целей и задач развития ребёнка, способствует удовлетворению его индивидуальных образовательных потребностей, что в дальнейшем поможет ему успешнее адаптироваться в школе или обучаться в домашних условиях. Разработка занятия в форме описания педагогических ситуаций, предполагающих вариативность и свободу действий учителя и ученика, может быть использована учителями начальных классов в практической деятельности. Данная форма способствует организации и проведению личностно-ориентированных занятий, формирует универсальные учебные действия, что соответствует современным требованиям ФГОС и реализует гуманистический принцип педагогического воздействия на ребёнка.