Валиева Накия Файзелхановна, учитель физики, ГКОУ СО "Березовская школа", Березовский
Современное общество вступило в период кардинальных изменений во всех сферах государственной и общественной жизни. Повышение качества образования и формирование у учащихся ключевых компетенций – важнейшая задача модернизации школьного образования. Она предполагает, прежде всего, активную самостоятельную позицию учащихся в учении, развитие общеучебных умений и навыков. А это в первую очередь формирование исследовательских, рефлексивных не просто умений, а компетенций, то есть умений, непосредственно сопряжённых с опытом их применения в практической деятельности.
Из опыта педагогической работы видно, что слишком велик объём информации, обрушивающийся на головы учащихся. Как определить, что окажется нужным ученику через несколько лет? Однако любой, даже не сведущий в педагогике человек, может уверенно сказать, что в каком бы тысячелетии мы ни жили, обществу нужен человек, способный самостоятельно мыслить и действовать! Слова Л.С. Выготского как нельзя точно передают современную стратегию образования: "Никого и ничему научить нельзя – в конечном счёте, каждый ученик учится сам"! Я бы добавила: учитель только помогает преодолеть трудности и достичь желаемой цели. Моё кредо: не запрещать, а направлять! Не управлять, а соуправлять! Не принуждать, а убеждать!
Физика - наука экспериментальная. В основе её лежат наблюдения и опыты, и организация исследовательской деятельности учащихся при изучении физики – необходимый фактор, позволяющий повысить интерес к физической науке, сделать её увлекательной, занимательной и полезной и осознать, что физика – это не страшно, физика – это интересно.
Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении физики.
Задачи:
- обучение планированию и формирование навыков сбора и обработки информации, материалов;
- умение анализировать и обобщать (креативность и критическое мышление);
- умение наблюдать и развитие воображения;
- развитие внимания, памяти, речи;
- формирование позитивного отношение к работе.
Конечно, у учащихся закладывается естественное ограничение на организацию проектной деятельности, однако начинать вовлекать учащихся в проектную деятельность нужно обязательно.
Используя проектные технологии в работе с учащимися, обязательно соблюдаю следующие условия: проект должен быть посильным для выполнения, должны быть созданы условия для успешного выполнения проектов, в случае выполнения групповых (коллективных) проектов каждый обучающийся вносит свой вклад в выполнение проекта. Проект – это продукт сотрудничества и сотворчества учителей и учащихся.
Метод проектов я начинаю применять с 7-го класса, когда учащиеся начинают заниматься физикой.
Принимая во внимание особенности учащихся, я использую игровые проекты (развивают воображение, память, речь, коммуникативные навыки), практические проекты (умение наблюдать и моделировать приборы) и творческие проекты.
Тема проекта: Почему масло в воде не тонет?
Цель: выяснение причины, по которой масло не тонет в воде.
Методы: наблюдение, сравнение, проведение опыта.
Основные результаты: масло не тонет, потому что его плотность меньше, чем плотность воды.
Творческий проект: Секреты великого Архимеда.
Цель: история открытия архимедовой силы.
Основные результаты: на основе теории и эксперимента объясняются условия плавания судов, воздушных шаров, плавание рыб.
Практический проект: Расчет среднего расстояния от дома до остановки и средней скорости.
Цель: научиться вычислять свою среднюю скорость.
Ход:
- Выбрать маршрут движения.
- Приблизительно вычислить с помощью рулетки или сантиметровой ленты длину одного шага.
- Вычислить количество шагов при движении по выбранному маршруту.
- Подумайте, как можно найти среднее расстояние, используя данные расчеты?
- Измерить время движения по маршруту с помощью секундомера.
- Вычислить среднюю скорость движения.
- Представить полученные результаты в виде таблицы.
- Изобразить в масштабе маршрут движения.
Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет спланировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.
Для меня - учителя физики важным является то, что в процессе работы над учебным проектом у школьников зарождаются основы системного мышления, формируются навыки выдвижения гипотез, формирования проблем, поиска аргументов, развиваются творческие способности, воображение, фантазия.