Черкашина Ирина Игоревна, учитель-логопед ТПМПК ГКОУ СО "Новоуральская школа №2", Новоуральск
Вместо предисловия
Я долго думала, прежде чем представлять на публику эту мою работу. Статья написана из чистого интереса, по следам довольно длительного чтения оцифрованных архивов Российской государственной библиотеки. Но на серьёзную исследовательскую работу она не тянет, да и я не историк — просто человек, интересующийся жизнью Российской Империи на рубеже XIX-XX веков.
Однако в конце концов я решила, что дело всё же касается образования, а значит — тема соответствует, к тому же хорошее знание событий прошлого часто предостерегает нас от совершения многих ошибок в будущем. Надеюсь, что вам будет так же интересно читать мою работу, как мне было интересно её писать.
В дискуссиях по поводу положения дел в поздней Российской Империи часто звучит упрёк: дескать, грамотность населения была прискорбно низкой, и царское правительство не делало никаких шагов для того, чтобы её улучшить. Доказывая несостоятельность Российской Империи как государства, спорящие оперируют цифрами о "25-ти процентах грамотного населения в 1913-м году".
Что ж, попробуем разобраться, откуда взялись эти проценты и как обстояли дела на самом деле.
В качестве материалов для статьи использовались оцифрованные архивные документы из РГБ (Российской государственной библиотеки) 1904-го - 1915-го годов издания.
Итак, где же искать истину? Для исследователя прошлого истина кроется не в вине, не в мелочах (хотя порой и в них тоже), а в статистике.
В Российской Империи конца 19-го - начала 20-го века статистику любили. Каждая губерния, каждый уезд, каждое ведомство издавало свои сборники статистических материалов — книжек с бесконечными таблицами и цифрами. И надо сказать, материалы эти были вполне прозрачны. Часть сборников дошла до наших дней и сейчас очень пригождается. Центральный Статистический комитет при Министерстве внутренних дел Российской Империи в течение тринадцати лет, с 1905-го по 1918-й, издавал "Статистический ежегодник России" с многочисленными выкладками по всем сферам тогдашней жизни. Обратимся и мы к этим данным. Откроем "Статистический ежегодник" за 1915-й год в разделе "Грамотность населения Империи по губерниям", и…
…и увидим следующий вывод: "Грамотность въ Россіи вообще развита довольно слабо: изъ 1000 душъ населенія грамотныхъ лишь 211, или 21%"
Что же, получается, это правда — в Российской Империи грамотными была лишь четверть населения?.. Со всеми её заводами, авиацией, флотом — и всего четверть грамотных?
Если б я до того не прочла довольно солидный объём оцифрованных книг и статей, то, наверное, приняла бы эти данные на веру. Всё же учреждение серьёзное, издание тоже… Но ведь 21% — это примерно два человека из десяти, умеющих читать и писать, владеющих основными математическими навыками и обладающих хотя бы элементарным научным кругозором. Очень мало! Однако давайте взглянем на архивы Российской государственной библиотеки внимательнее. Изданных в 1916-м году книг только оцифровано 3,5 тысячи, а вышло куда больше. Каталог издательского дома Сытина за 1915-й год — 260 страниц только наименований учебных пособий, художественной и детской литературы, книг по всем отраслям промышленности и сельского хозяйства. Каталог книжного магазина Риккера за 1912-й год — 200 страниц наименований одной технической литературы на русском, немецком и французском языках.
Похоже это на страну, где только два человека из десяти разумеют грамоте? Да как-то не очень…
Поэтому закрадывается обоснованное сомнение в достоверности данных, приведённых Центральным Статистическим комитетом. Проверяем их — открываем "Статистический ежегодник" за 1911-й год на том же разделе. И…
…и видим точно то же самое, изложенное теми же словами. "Грамотность въ Россіи вообще развита довольно слабо: изъ 1000 душъ населенія грамотныхъ лишь 211, или 21%".
Да что же это такое!..
Открываем "Статистический ежегодник России" за 1905-й год — год, когда впервые напечатаны сведения о грамотности по Империи. И…
…и видим опять тоже самое! Похоже, Центральный Статистический комитет пользовался известным методом "копировать — вставить" ещё в начале 20-го века.
Тут становится уже понятно, что господа статистики просто из года в год перепечатывали данные переписи населения 1897-го года и — к их, статистиков, стыду — даже не удосуживались указать, что сведения эти устарели.
Ибо, заглядывая в перепись населения 1897-го года, мы снова видим те же самые цифры (данные из Википедии, страница "Перепись населения Российской империи (1897)").
Оппоненты могут мне возразить: откуда вывод, что грамотность населения вообще как-то менялась с 1897-го по 1913-й? Не была би Российская Империя и впрямь отсталой аграрной страной, какой любили её изображать в советской историографии? Однако, прежде чем ответить, позвольте ещё на минуту задержаться на вышеприведённой статистике.
Цифра 21% — это данные в общем. Средняя температура по больнице. Имперские статистики это тоже понимали, поэтому уточнили: если исключить из подсчётов детей до 9-ти лет, которые ещё не обучались, среднее значение сразу возрастает до 27% (справедливости ради, ведь и сейчас общая грамотность населения не стопроцентная просто потому, что самые юные граждане еще не учились в школе). Если же исключить из подсчёта территории Туркестана, которые только лет пятнадцать как вошли в состав Империи, и где грамотность исчислялась лишь шестью процентами, то общая цифра была бы ещё выше.
Но вернёмся к основной теме. Итак, 27% грамотных по Империи действительно имели место быть, но в 1897-м году. Возросла ли общая грамотность населения за 16 лет, к упомянутому в начале 1913-му? Безусловно. А как мы это увидим, если общую статистику за эти годы найти сложно?
Возможно, по косвенным данным?
Для двух ведомств Российской Империи грамотность населения всегда играла значительную роль — для военного министерства и министерства народного просвещения (кстати, в Империи оно так и называлось — "Министерство народного просвещения"; народного!).
Обратимся вначале к военным. Откроем "Военно-статистический ежегодник" за 1911-й год, раздел "Общий состав нижних чинов в армии по образованию, семейному положению, сословности, национальности, вероисповеданию и роду занятий до поступления на службу за 1911 год". Обратите внимание — ДО поступления на службу. Важно, что это нижние чины — офицеры ведь по умолчанию грамотны.
Это сводная таблица. Находим строку "Всего", столбец "Грамотность". Видим общие цифры и проценты. Видим, что в 1911 году на службу поступало 46.22% грамотных, 23,94% малограмотных и совсем неграмотных 29,84%. То есть менее 30% от общего количества нижних чинов. Стыкуется это с приведёнными в начале моей статьи цифрами о "25% грамотных в 1913-м году"? Абсолютно НЕТ.
Но постойте, скажете вы, а кто были эти люди, откуда брались все эти нижние чины? Может, это купеческие сынки, выученные за деньги? Хорошо — в этой же таблице находим последний столбец — "Сословность". И видим, что 98,59% нижних чинов в 1911-м году были "податного и казачьего сословия". То есть — тот самый "народ". Грамотный в некоторых слоях уже на 70%.
Тут же оппоненты возразят — и вполне обоснованно — что данные эти весьма условны, что на деле общая грамотность была ниже, что здесь нет женщин, детей etc. Хотя сравнить с вышеприведённой переписью 1897-го их тоже можно: по тем сведениям грамотных мужчин в Европейской России на 1000 приходилось 326, а в среднем по Империи 293. А спустя четырнадцать лет, в 1911-м, их количество возросло более чем в два раза. Заметная разница, верно?
Пусть не в абсолютных цифрах — мы сейчас подсчитать их не можем, — но тенденция, как говорится, налицо.
Военную статистику прекрасно дополняют сведения Министерства народного просвещения.
Оценим тенденцию и здесь. Открываем те же самые издания Центрального Статистического комитета. "Статистические ежегодники России" за 1904-й, 19011-й и 1915-й годы соответственно. Смотрим цифры.
"К январю 1901 года в России (без Финляндии) насчитывалось 84544 начальных общеобразовательных училищ всех ведомств и всяких наименований с 4580827 учащимися, из которых собственно в Министерстве Народного Просвещения состояло 40131, или 47,5% училищ и 2849867, или 62,2% учащихся".
"К 1 января 1910 г. всех учебных заведений в Империи (с 8 финляндскими губерниями) насчитывалось 119743 с 7548192 учащимися".
"К 1 января 1914 г. всех учебных заведений в Империи (с 8 финляндскими губернями) насчитывалось 135228 с 9053399 учащимися".
Что ещё добавить? Тенденция снова налицо. Конечно, нельзя сказать, что ситуация с начальным и общим образованием была в целом благостна, но развитие шло, и шло весьма впечатляющими темпами.
Таким образом, вопрос о том, являются ли ложными данные о "25% грамотного населения в 1913-м году в Российской Империи" нами убедительно закрыт. Да, являются. И да, ситуация с грамотностью достаточно быстро менялась к лучшему.
Кстати, как видно из документов того времени, распространение грамотности общество волновало чрезвычайно, и общество — включая и Государя, и Думу — готово было над этим работать. И работало.
А вопрос, каким образом развивалось всеобщее образование, за счёт чего и каковы были прогнозы, мы рассмотрим с вами в другой раз.
Благодарю за внимание!
Ссылки
- Статистический ежегодник России … [Текст] = Annuaire statistique de la Russie / Центральный стат. ком. М. В. Д. - Петроград : Центральный стат. ком. М. В. Д., 1905-1918. - 24-25 см.
1915 г.: 1915 г. (год двенадцатый). - 1916. - [650] с. разд. паг. : табл., стр. 57 - Статистический ежегодник России … [Текст] = Annuaire statistique de la Russie / Центральный стат. ком. М. В. Д. - Петроград : Центральный стат. ком. М. В. Д., 1905-1918. - 24-25 см.
1911 г.: 1911 г. (год восьмой). - 1912. - [710] с. разд. паг. : табл., стр. 56 - Статистический ежегодник России … [Текст] = Annuaire statistique de la Russie / Центральный стат. ком. М. В. Д. - Петроград : Центральный стат. ком. М. В. Д., 1905-1918. - 24-25 см.
1905 г.: 1905 г. (год второй). - 1906. - [2], IX, CXVI, 749 с. : табл., стр. 120 - Военно-статистический ежегодник армии …. - Санкт-Петербург : Гл. штаб, 1911-1914. - 25 см.
за 1911 г.: за 1911 год. - 1913. - VI, [1], 581 c. : табл., стр. 182 - Статистический ежегодник России … [Текст] = Annuaire statistique de la Russie / Центральный стат. ком. М. В. Д. - Петроград : Центральный стат. ком. М. В. Д., 1905-1918. - 24-25 см.
1904 г.: 1904 г. (год первый). - 1905. - [2], VI, 404 с. : табл., стр. 76 - Статистический ежегодник России … [Текст] = Annuaire statistique de la Russie / Центральный стат. ком. М. В. Д. - Петроград : Центральный стат. ком. М. В. Д., 1905-1918. - 24-25 см.
1911 г.: 1911 г. (год восьмой). - 1912. - [710] с. разд. паг. : табл., стр. 71 - Статистический ежегодник России … [Текст] = Annuaire statistique de la Russie / Центральный стат. ком. М. В. Д. - Петроград : Центральный стат. ком. М. В. Д., 1905-1918. - 24-25 см.
1915 г.: 1915 г. (год двенадцатый). - 1916. - [650] с. разд. паг. : табл., стр.80