Глинских Наталия Васильевна, учитель-логопед, ГКОУ СО "Новоуральская школа № 2", Новоуральск
Федеральным государственным образовательным стандартом перед образовательными учреждениями поставлена задача - развитие личности ученика. Особенностью ФГОС стал деятельностный характер, а главной задачей можно назвать - воспитание гражданина, который будет уметь учиться всю свою жизнь. Развивающая функция обучения приоритетна, т.к. она обеспечивает становление личности школьника, его умение применять знания, а так же раскрывает его индивидуальные возможности.
Чтобы обеспечить качество современного образования, педагог должен не только отобрать эффективное содержание образования, но и адекватный инструментарий для усвоения и передачи содержания. В этом современным педагогам помогают инновационные технологии.
Технология - это слово, пришедшее к нам от греков, технос – искусство, мастерство, логос – учение. Педагогическая технология - это последовательная, взаимосвязанная система действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или планомерное последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса. Учителя-логопеды находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития речи детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями.
Современная логопедическая практика имеет в своём арсенале технологии, направленные на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений.
Это известные технологии:
- Технология логопедического обследования.
Цель: определение несформированности или нарушений в речевой сфере ребёнка, выбор коррекционно-развивающей работы по преодалению нарушений речи ребёнка с учётом его возможностей, а так же выявление изменений в речевой деятельности для определения эффективности выбранных методов коррекции речи. - Технология коррекции звукопроизношения.
Цель: исправление неправильного употребления звуков во всех видах речевой деятельности через подготовку речедвигательного и речеслухового анализаторов к правильному восприятию и произнесению звуков, дифференциация смешиваемых звуков и правильное употребление их в собственной речи. - Технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи.
Цель: выработка правильного речевого дыхания. - Технология коррекции голоса при различных нарушениях произносительной стороны речи.
Цель: формирование коммуникативной функции речи при различных нарушениях произносительной стороны речи. - Технология коррекции темпо-ритмической стороны речи.
Цель: развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики и развитие чувства темпа и ритма неречевых и речевых движений. - Технология развития лексико-грамматической стороны речи.
Цель: определение состояния лексико-грамматической стороны речи у обучающихся с ОНР и подбор приемов коррекционной работы по формированию лексико-грамматической стороны речи у обучающихся с ОНР. - Здоровьесберегающая технология.
Цель: создание коррекционно–образовательной системы, направленной на обучение и охрану здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. - Нейропсихологические технологии.
Цель: оптимизация интеллектуальной деятельности детей с задержкой речевого развития за счет стимуляции психических процессов и формирования позитивной мотивации на познавательную деятельность. - Информационные компьютерные технологии.
Цель: развитие коммуникативных способностей обучающихся, через формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения работать с информацией.
Логопедия находится на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, поэтому в своей практике учителя-логопеды используют наиболее эффективные для работы методы и приёмы смежных наук, адаптируя их к потребностям учеников: нейропсихологические технологии, кинезитерапия, дыхательная гимнастика, музыкотерапия, сказкотерапия, технология критического мышления, мультимедийные средства коррекции и развития.
Лексико-грамматическая сторона речи обучающихся с общим недоразвитием речи значительно отличается от речи нормально развивающихся сверстников, как в количественном, так и в качественном плане. Бедный словарь, употребление в активной речи общеизвестные, часто употребляемые в обиходе слова и словосочетания, непонимание и искажение значений слов, для наиболее точного выражения смысла высказывания, несовершенство поиска номинативных единиц, вот неполный перечень речевых нарушений у данной категории обучающихся. Опыт работы с этими детьми показывает, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи у детей с хорошими диагностическими показателями, имеются трудности связанные со скоростью актуализации имеющихся знаний и собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулирование ответа.
Поэтому с задачей накопления, обогащения, уточнения словарного запаса должны создаваться условия для его активизации и актуализации собственного высказывания. Решить эти задачи можно с помощью такого приёма, как синквейн. Это приём технологии критического мышления. Не требуя особых условий для использования, он органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий у младших школьников с ОНР. Синквейн является формой свободного творчества, требующей от обучающихся умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Данная способность очень востребована в современной жизни. Использование синквейна не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую патологию и обеспечивает её логическую завершенность.
Являясь диагностическим инструментом, синквейн даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала, а так же носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию высших психических функций - памяти, внимания, мышления.
Задача коррекционного обучения - создание необходимых условий для успешной социализации учащихся. Не являются исключением и логопедические занятия. Сказкотерапия используется, к примеру, для развития диалогической речи, т.к. создавая ситуации в которых персонажи общаются друг с другом вынужденно, логопед помогает формировать диалогическую речь обучающихся на материале сказок: заучиваются реплики, воспроизводятся по ролям. Такие занятия сопровождаются повышенной мотивацией и эмоциональной окрашенностью. Сказкотерапия - это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности. Придумывая сказки с опорой на картинки или используя мелкие игрушки идёт работа не только по развитию диалогической речи, но и над психическими процессами воображение, мышление, память, а также отрабатывается письменная речь. Придумать сказку трудно, а записать, соблюдая все правила русского языка для обучающихся с дисграфией и дизорфографией, достаточно сложно.
Очень интересно использовать на логопедических занятиях приемы проблемной ситуации. Предоставленные для учащихся данные не в полном объеме позволяют справиться с поставленной задачей, а организованный преподавателем способ активного взаимодействия ученика с проблемно-представленным содержанием обучения, приобщает его к объективным противоречиям научного знания и способам их решения. Таким образом ученик учится мыслить и творчески усваивать знания. Например: подбери картинки для каждого предложения, но предлагается количество картинок меньше, чем предложений. "Что будем делать? Ваши предложения?"- обращение педагога к ученикам. Задания "Что изменилось?", "Что перепутал художник?", "Чем отличаются?", "Составь рассказ по схеме" - способствуют развитию творческого потенциала учащихся и активизирует процесс мышления.
Начиная занятие с развития правильного речевого дыхания, артикуляционной гимнастики, развития дыхательной и голосовой функции с использованием приёмов кинезеологии, дыхательной гимнастики, вокальных упражнений и музыкотерапии, позволяет в полной мере развить и сформировать все стороны речи: звукопроизношение, лексико-грамматический строй, связная речь, диалогическая речь, просодический компонент. Эти приёмы направлены не только на развитие компонентов речи, но и строятся на сохранных у обучающихся высших психических функциях. Подбирая задания на логопедических занятиях с учетом индивидуальных особенностей каждого школьника, логопед уделяет внимание всем учащимся, а разработанный материал, позволяет более сильным ученикам помогать более слабым, и ребята с удовольствием выступают в качестве "Маленького учителя".
Мотивированные к учению школьники активнее работают на занятиях, успешнее запоминают и применяют на практике полученные знания. А как быть при длительном отсутствии учащегося на занятиях по болезни или в период летних каникул, когда у многих учеников наблюдается значительное снижение сформированных речевых навыков? Усвоенный ранее материал утрачивает свою актуальность и полученные знания тускнеют. Чтобы повторить ранее изученный материал и добавив немного нового, на занятии логопед использует приёмы для актуализации материала: "Дерево понятий", "Составление таблиц", "Кластер", "Цепочка понятий", "Вопрос - ответ", "Знаю, Умею, Хочу узнать", "Чтение с пометами" - это приёмы критического мышления. Знания, подаваемые быстрым темпом, с опорой на схемы или таблицы, через чтение текста с пометами, усваиваются лучше, и переносятся обучающимися в реальную жизнь.
Организовать индивидуальные коррекционные занятий продуктивно и эффективно для обучающихся, а также сделать работу учителя - логопеда интересной, позволяют современные компьютерные технологии. Опираясь на принцип систематичности и последовательности обучения, увеличивается уровень сложности игры или задания, которые определяются строго индивидуально для каждого ребёнка с учётом уровня речевого развития обучающегося.
Обучающиеся с ТНР нуждаются в определённом психологическом "запасе прочности", т.к. современное общество сложно и предъявляет высокие требования для вступления в его ряды. Используя разнообразные коррекционно-развивающие технологии, учитель-логопед помогает обучающимся преодолеть трудности в овладении правильной речью и основной образовательной программой, что в свою очередь, позволяет стать обучающимся с нарушениями речи быть коммуникативными и успешными.