Мякина Наталья Владимировна, учитель, ГКОУ СО "Карпинская школа-интернат", Карпинск
Расстройства аутистического спектра относятся к группе расстройств развития, для которых характерны комплексные нарушения в социальных взаимодействиях и коммуникации, а также узость интересов и явно повторяющееся поведение.
Дети-аутисты часто нуждаются в индивидуальном обучении, и для успеха в их обучении необходимо учитывать все их психологические особенности.
Важным приемом психологической коррекции детей с РАС является создание для них адекватно организованной среды и поддержание особого аффективного режима занятий. Очень важна регулярность и структурированность занятий, так как у большинства обучающихся наблюдаются стереотипы поведения, которые являются обязательным компонентом адаптации ребенка. В процессе занятий необходимо постоянно поддерживать сложившиеся стереотипы: постоянное помещение, одно и то же время начала и окончания занятий со строгим соблюдением ритуалов. Опыт работы с аутичными детьми показывает, что несоблюдение этих правил может привести к аффективным реакциям у ребенка и срыву занятий.
В процессе занятий очень важен сенсорный комфорт. Это достигается не только организацией спокойной, щадящей для ребенка обстановки помещения, исключающей наличие каких бы то ни было посторонних раздражителей, ярких и скрипучих предметов, но и позитивным эмоциональным настроем учителя на занятие, отсутствием посторонних лиц.
Для усиления психической активности в ситуацию индивидуальных игровых занятий целесообразно вводить дополнительные психокоррекционные приемы в виде музыки, ритмики, пения, шепотной речи и пр. Кроме того, у многих детей с аутизмом наблюдается пристрастие к одному предмету, с которым ребенок не расстается в процессе занятий, предпочитает играть только с ним.
В связи с повышенной возбудимостью, импульсивностью детей с аутизмом, хаотичностью их деятельности необходимы специальные мероприятия по обеспечению их безопасности в процессе занятий.
Занятия должны проходить в специально оборудованном зале. Обязательными являются мягкое освещение, палас или ковер на полу. В зале или кабинете не должно быть острых или тяжелых предметов, неустойчивой мебели. Не рекомендуется выставлять много игрушек в пространстве, доступном ребенку, так как это может отвлекать ребенка.
Аутичные дети чувствуют себя спокойнее и более безопасно, если существует четкий распорядок дня, четкое соблюдение традиций. Многие дети требуют неукоснительного соблюдения режима дня: прогулка должна проходить в одно и то же время и по одному и тому же маршруту, обед - в один и тот же час, так как аутичные дети трудно приспосабливаются к новой обстановке и к новым людям. Убедить такого ребенка изменить установленный порядок практически невозможно. Эта особенность должна учитываться и при проведении занятий: необходима строгая организация режима, без каких бы то ни было изменений.
Необходимо внедрить в работу визуализированное расписание занятий, один из важнейших составных компонентов обучения, который сообщает учащемуся с аутизмом, какие занятия будут проводиться и в какой последовательности.
Визуализированные расписания важны для детей с аутизмом по следующим причинам:
- помогают преодолеть сложности, являющиеся результатом слабой последовательной памяти, и организовать время учащегося;
- помогают детям с языковыми проблемами понять требования учителя;
- снижают уровень тревожности и частоту поведенческих проблем;
- расписания проясняют, какой вид деятельности происходит в определенный период времени, готовят учащихся к возможным изменениям;
- помогают учащемуся самостоятельно перейти от одного вида деятельности к другому, из одной зоны в другую, сообщая, куда ему необходимо направиться после окончания конкретной работы;
- визуализированное расписание использует стратегию "сначала-потом";
- расписание может включать различные виды социального взаимодействия;
- можно повысить мотивацию учащегося выполнить до конца менее привлекательные задания, перемежая их с более привлекательными для него видами деятельности, включенными в визуализированное расписание.
Можно сделать вывод, что особенности социального, сенсорного, речевого и познавательного развития приводят к необходимости создания специальных условий, обеспечивающих эффективность обучения детей, имеющих расстройства аутистического спектра.