Морозова Виктория Владимировна, учитель русского языка и литературы, ГКОУ СО "Новоуральская школа № 2", Новоуральск
Мы живем в эпоху бурного развития средств массовой информации, общество активно использует ПК и Всемирную Сеть Интернет. Процесс восприятия информации становится более мобильным, визуализированным, и, вследствие этого, в последние несколько лет роль и статус чтения в современном обществе значительно изменились.
Современные подростки теряют вкус к чтению: и если в начальных классах около 60% ребят обращаются за художественной литературой, то в среднем звене – только 40%, а в более старшем возрасте – 15%. Во многих семьях утрачена традиция ежедневного чтения вслух. В итоге падает успеваемость, потому что в основе процесса обучения находится чтение.
Российские ученые выяснили, что на успеваемость ученика влияет более 200 факторов, но самым главным является навык чтения, то есть это то, чему учат, и то, посредством чего учатся.
Казалось бы, какие могут возникнуть проблемы на уроках русского языка и литературы? Ведь именно эти школьные предметы на все сто процентов используют все методы и приемы для обучения чтению и письму, слушанию и говорению. Но практика показывает, что в последнее время возникают затруднения с чтением и на этих предметах.
В прошлом учебном году, работая в 5 классе, я столкнулась с такой проблемой: ребята прикладывают усилия для овладения навыками технического чтения, темпом, правильностью, выразительностью, но, к сожалению, навык чтения у большинства учащихся бессознательный. Ребята стараются читать быстро, не вникая в содержание прочитанного, пропуская важную и полезную информацию. Это уже выяснилось тогда, когда мы выполняли ВПР – комплексную работу по русскому языку. Текст был не сложным. Уровень сформированности метапредметных результатов по смысловому чтению и работе с информацией — недостаточный, около 60 % учащихся с заданием не справились, так как были невнимательны.
Отсюда и вывод — "кто не умеет читать – тот не умеет мыслить". А для того, чтобы научить школьника грамотному чтению, умению понимать текст, умению читать текст вдумчиво, управлять процессом осмысления текста во время его чтения, необходимо изменить стратегию обучения чтения текста.
Поэтому перед учителем ставится очень важная задача – привить интерес учащимся к чтению, научить их читать, понимать и анализировать информацию. Особенно актуальна эта задача перед учителем коррекционной школы, так как работает он с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Особенно много среди учащихся ребят с задержкой психического развития, которые, в силу своих возможностей, зачастую отстают в развитии от сверстников, поэтому читательские компетенции формируются у них более продолжительное время, с трудом, неравномерно.
Рассмотрим специфику формирования и развития читательской компетенции у детей с ОВЗ в процессе смыслового чтения.
Под смысловым чтением понимается процесс восприятия текстовой информации, ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.
Составляющие смыслового чтения входят в структуру всех универсальных учебных действий:
- в личностные УУД – входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;
- в регулятивные УУД – принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;
- в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря;
- в коммуникативные УУД – умение организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Обучая учащихся 5-9 классов, можно выделить этапы работы с учениками по овладению навыками смыслового чтения.
На первом этапе в 5-6 классах необходимо выделить главное в тексте, составить примеры, аналогичные приведенным в тексте, найти в тексте ответ на поставленный вопрос, грамотно пересказать прочитанный текст.
Умение составить план прочитанного текста, воспроизводить текст по предложенному плану, пользоваться образцами решения задач, запомнить определения, схемы, алгоритмы – это составляющие второго этапа для учащихся 7 - 8 классов.
Третий этап определяет работу с иллюстрациями (рисунками, чертежами, диаграммами), необходимо использовать новую теорию в различных учебных и жизненных ситуациях, подтверждать научными фактами, конспектировать содержание новой темы. Это выполняют учащиеся 9 классов.
На уроке работа с текстом строится по трём направлениям: поиск информации и понимание прочитанного, преобразование и интерпретация информации, оценка информации.
Максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию является целью смыслового чтения. Это означает - внимательно вчитываться и проникать в смысл с помощью анализа текста.
Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.
Изучением процесса формирования навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы интересуются многие ученые. Особый вклад в методику формирования смыслового чтения сделала кандидат психологических наук, профессор, директор учебно-методического центра БЕСТТ, руководитель Европейского проекта "Школа, где процветает грамотность" Сметанникова Наталья Николаевна.
Автор выделяет несколько типов стратегий смыслового чтения: 1) стратегии предтекстовой деятельности; 2) стратегии текстовой деятельности; 3) стратегии послетекстовой деятельности; 4) стратегии работы с объёмными текстами; 5) стратегии компрессии текста; 6) общеучебные стратегии; 7) стратегии развития словаря.
Предлагаю остановиться на следующих видах стратегий для работы с информационным текстом: стратегии предтекстовой деятельности, стратегии текстовой деятельности и стратегии послетекстовой деятельности. Каждая группа стратегий используется на определенном этапе, рассмотрим каждый из них.
Первый этап ориентирован на постановку цели и задач чтения, актуализацию или знакомство с важными понятиями, терминами, ключевыми словами, актуализацию предшествующих знаний, диагностику, формирование установки на чтение с помощью вопросов или заданий, включение механизма антиципации - прогнозирования содержания, тематической и эмоциональной направленности, формирования умения и привычки думать над книгой до чтения (наиболее продуктивными являются стратегии: "Мозговой штурм", "Глоссарий", "Предваряющие вопросы", "Рассечение вопроса", "Алфавит за круглым столом").
Целью второго этапа работы с текстом является выдвижение гипотезы о содержании читаемого материала, подтверждение или отклонение гипотезы, контекстуальная и смысловая догадка, размышление во время чтения о том, что и как я читаю, насколько хорошо понимаю прочитанное (чаще всего используются стратегии "Чтение в кружок" , "Чтение про себя с вопросами", "Чтение про себя с остановками", "Чтение про себя с пометками" помогают достичь результата).
Работа с текстом после чтения – третий этап. Он предполагает применение, использование материала в различных ситуациях, формах, сферах, включение тематического материала в другую, более масштабную деятельность (стратегии связаны с усвоением, расширением, углублением, обсуждением прочитанного. "Отношение между вопросом и ответом", "Вопросы после текста", "Тайм-аут", "Проверочный лист").
Рассмотрим подробнее использование некоторых из приведенных выше стратегий на уроках.
Стратегия предтекстовой деятельности (прогнозирование) направлена на создание мотивации к чтению и используется перед началом изучения текста или произведения. Очень важно подготовить ученика к восприятию информации, настроить его на нужную волну – это возможно при помощи активизации интереса визуальными средствами. Например, в учебниках по литературе используется достаточно много иллюстраций, представлены портреты поэтов и писателей, имеется справочная информация о музеях, хранящих память о писателях и поэтах.
Перед прочтением биографии писателя или перед рассказом о жизненном пути писателя всегда обращаю внимание на портрет писателя:
- Перед вами портрет Александра Сергеевича Пушкина. Что вы можете сказать о личности этого человека по его портрету? Обратите внимание на взгляд писателя и поэта. Что может нам рассказать этот взгляд?( Молодой, энергичный, колоритный мужчина, взгляд мягкий, добрый, душевный)
Возьмем фрагмент урока по русской народной сказке "Лягушка- царевна".
Для развития творческого воображения и возбуждение интереса к изучению данного произведения использую следующие приёмы:
Приём "Рассечение вопроса" или "Дерево предсказаний"
-Как вы думаете, о чем пойдет речь в сказке?
— Что может произойти?
— А какая эта будет сказка? (определить вид)(волшебная)
— Счастливый ли будет у сказки конец?
— В какой сказке мы уже встречаемся с образами волшебных животных ?
— Как вы думаете, будут ли похожи эти сказки?
Приём "Эмоциональный настрой"
— Рассмотрим иллюстрации.
— Что изобразил художник и как это связано с названием сказки?
— Какие чувства вы испытываете, когда смотрите на них?
Приём "Соревнуемся с писателем"
Даю установку: "Попробуйте спрогнозировать содержание книги, просмотрев иллюстрации". Или: " После прочтения сказки придумайте три варианта окончания сказки помимо основного".
Наиболее удачными в использовании на своих уроках считаю приёмы "Дерево предсказаний", "Соревнуемся с писателем" и "Верите ли вы?".
Что дает эта стратегия для учащихся? Она заставляет ребят мыслить, развивает воображение, фантазию, а также стимулирует их познавательную активность, желание поскорее узнать, правы ли они.
Основная работа с содержанием текста, его смыслом происходит на этапе текстовой деятельности. Основным принципом стратегий этого этапа является остановка деятельности, размышление вслух, установление разнообразных и разнонаправленных связей и отношений в ходе развития сюжета. Учитель вмешивается в процесс чтения учащегося с целью помочь, предоставить дополнительную информацию и просто обучить.
Для погружения в смысл прочитанного учащийся задается рядом вопросов: имеются ли в тексте слова, которые я не понимаю? Имеется ли в тексте информация, которая не согласуется с тем, что я уже знаю по этому вопросу? Понимаю ли я о чем или о ком идет речь?
Наиболее удачными в использовании на своих уроках считаю приёмы "Чтение в кружок", "Чтение с остановкой" и "Чтение с вопросами". Ученикам нравится чувствовать себя в роли учителя. Использование данной стратегии помогает сделать урок более интересным, понятным, привлекательным для учащихся, лёгким для восприятия конкретного материала, благодаря чему ученик невольно овладевает навыками осмысленного и внимательного прочтения, учится анализировать текст, обращать внимание на главное, проникает в смысл текста, а также развивает свой словарный запас, устную и письменную речь.
Завершает учитель исследование сути и смысла текста при помощи стратегий послетекстовой деятельности.
Послетекстовая стратегия читательской деятельности – это заключительный этап работы с текстом, поэтому здесь важны задания различного уровня — от репродуктивного, продуктивного, коммуникативного до творческого; задания могут носить познавательный, учебный или практически-прикладной характер.
Обязательно нужно вернуться к началу урока и вспомнить то, что мы прогнозировали.
Приём "Паутина вопросов"
— Оправдались ли наши прогнозы?
— Правильно ли мы думали, о чем пойдёт речь в сказке, и чем она закончится?
Приём "Проверочный лист" из 5 простых вопросов по тексту.
Приём "Дерево предсказаний"
— Как сложится судьба главных героев?
— Что может наш главный герой рассказать об этом через несколько лет?
— Чтобы изменилось, если бы главный герой не стал исправлять свою ошибку?
Метод незаконченного предложения
Сильное впечатление производит (что?), потому что…
Меня удивило (что?), потому что…
Продолжите предложения:
Сегодня я познакомился (узнал)…
Самым интересным для меня..
Мне непонятно…
Я ещё хотел бы узнать…
Приём "Текст с пропущенными словами" и другие.
Подводя итог, сопоставим стратегии смыслового чтения, которые использовались в отечественной педагогике ранее и те, которые предлагают современные ученые:
Стратегии смыслового чтения |
Н.Сметанникова |
Г. Граник, Л. Концевая, С. Бондаренко |
Стратегии предтекстовой деятельности |
1. Мозговой штурм. 2. Глоссарий. 3.Ориентиры предвосхищения содержания текста. 4. Батарея вопросов: вопросы для припоминания, предваряющие вопросы. 5. Рассечение вопроса |
1. Учить видеть слово 2. Анализ заголовка текста до начала чтения 3. Работа с эпиграфом |
Стратегии текстовой деятельности |
1. Чтение вслух (попеременное чтение). 2. Чтение про себя с вопросами. 3. Чтение с остановками. 4. Чтение про себя с пометками
|
1. Чтение вслух (попеременное чтение). 2. Чтение про себя с вопросами. 3. Чтение с остановками. 4. Чтение про себя с пометками
|
Стратегии послетекстовой деятельности
|
. Отношения между вопросом и ответом. 2. Вопросы после текста («Таксономия Блума»), 3.Тайм-аут. 4. Проверочный лист
|
1.План. 2. Самостоятельное составление схем, рисунков, таблиц, опорных схем по текстам. 3. Пересказ. 4. Конспект
|
Общеучебные стратегии
|
1. Знаю - хочу узнать - узнал. 2. Граф-схемы «Кольца Венна»
|
|
Анализируя содержание данной таблицы, можно сделать вывод, что современные стратегии дополняют ранее известные и широко используемые на уроках методы и приемы формирования смыслового чтения, а так же их использование позволяет активнее реализовывать системно-деятельностный подход в образовании в соответствии с ФГОС.
Использование той или иной стратегии смыслового чтения зависит от текста, его структуры. Предлагаемые стратегии необходимо сочетать с традиционной методикой работы над содержанием текста. Каждую стратегию надо отрабатывать на уроках в ходе совместной деятельности учителя и учащихся, только тогда возможно самостоятельное использование этих стратегий учащимися.
В связи с тем, что в нашей школе обучаются дети с ОВЗ, у которых имеются проблемы с восприятием информации, её анализом и переработкой, с закреплением полученных знаний в памяти и их воспроизведением, работа со смысловым чтением должна актуализироваться на каждом уроке по каждому предмету, а спектр методов, приемов и стратегий смыслового чтения необходимо постоянно расширять и дополнять, отбирая самые продуктивные приемы исходя из индивидуальных особенностей каждого класса. На слайде представлены приемы работы с учащимися с ОВЗ, улучшающие восприятие текста.
В заключение, размышляя о цели смыслового чтения, могу сказать, что постоянная и терпеливая работа с текстом на любом уроке и учебном предмете ( а особенно на уроках русского языка и литературы) учит ребёнка:
- осознанно, правильно, выразительно читать;
- максимально точно и полно понимать содержание текста, улавливать все детали и извлекать из текста информацию
- работать с разными видами текстов (художественными, научно-популярными, публицистическими и др.);
- строить речевое высказывание заданной структуры в письменной форме по содержанию прочитанного текста
- расширять лексический запас;
- определять идею текста, выявлять смысловой и эмоциональный подтекст, т. учить комплексному анализу текста;
- развивать устную и письменную речь.
Все эти умения и навыки необходимы учащимся не только для того, чтобы сдать устное собеседование и ОГЭ, но и для того, чтобы успешно реализовать себя в социуме, найти себя в избранной профессии в век информационно-коммуникационных технологий, где на первое место выходит работа с информацией.
Литература
- Сметанникова Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению. Междисциплинарные проблемы чтения и грамотности / Н.Н. Сметанникова. – М.: ШБ, 2005.
- Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя / Н.Н. Сметанникова. – М.: Баласс, 2011. – 128 с. (Образовательная система "Школа 2100").
- Сметанникова Н.Н. Стратегия воспитания лидеров чтения. / Н.Н. Сметанникова // Homo Legens. – 3 – М.: ШБ, 2006.
- Сметанникова Н.Н. "Описание стратегий смыслового чтения". [ Электронный ресурс]/ - Режим доступа: sites.google.com.
- Дерновский И. Инновационные педагогические технологии. Учебное пособие / К. : Академвидав. - 2004. - 352 c.
- Логвина И., Рождественская Л. Формирование навыков функционального чтения.
- Интернет-ресурсы ( опыт использования стратегий смыслового чтения педагогов: Саранчиной А.В.,Соболевой Н.А., Акимкиной Т.Б.,Портновой Н.В.,Заморовской Т.И., Нигматуллиной А.А.,Мацюк Е.А.,Емельянович О.А. и др.)