Каримова Светлана Евгеньевна, учитель начальных классов, Серегина Анна Сергеевна, учитель начальных классов, ГКОУ СО "Карпинская школа-интернат", Карпинск
(ВАРИАНТ 1)
Опыт разработки системы мониторинга в ГКОУ СО "Карпинская школа-интернат" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) показывает, что реализация мониторинга делится на две части.
Первая часть мониторинга – "Карта усвоения учебной программы по учебным курсам" (русский язык, чтение, речевая практика, математика, мир природы и человека, ручной труд).
Лист мониторинга представлен в виде карты усвоения учебной программы (см. табл. 1). Она заполняется учителем на протяжении всего учебного года (начало года, конец I, II, III четвертей и конец учебного года).
Данные мониторинга учитель обобщает в сводной таблице, позволяющей проследить динамику усвоения знаний обучающимися в течение учебного года (см. табл. 2).
Вторая часть мониторинга – "Данные о сформированности БУД" (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные) (см. табл. 3).
Данные о сформированности БУД учитель обобщает в сводной таблице (см. табл. 4).
В основу мониторинга положена система баллов, позволяющая наиболее точно определить степень самостоятельности обучающегося при выполнении учебных заданий и качество усвоения того или иного ЗУН:
- 0 баллов – действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
- 1 балл – смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;
- 2 балла – преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
- 3 балла – способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
- 4 балла – способен самостоятельно принять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
- 5 баллов – самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
На основе анализа результатов мониторинга учитель определяет зону его актуального и ближайшего развития, подбирает адекватные методы и приёмы коррекции и обучения, помогающие обучающемуся найти своё поле деятельности и получить возможность саморазвиваться, самореализовываться.
Данная система мониторинга позволяет: выявить уровень освоения темы и рассмотреть динамику усвоения учебного материала; определить типичные ошибки в знаниях и умениях обучающихся по предмету; скорректировать работу по устранению данных ошибок с целью повышения результативности коррекционно-образовательной работы.
(ВАРИАНТ 2)
Для обучающихся, получающих образование по варианту 2 адаптированной основной общеобразовательной программы образования, характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых обучающихся выявляются текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их индивидуальное развитие и обучение.
Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся СИПР, взаимодействие следующих компонентов: - что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода, -что из полученных знаний и умений он применяет на практике, - насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
Оценка качества индивидуальных образовательных достижений включает в себя:
- первичную (стартовую) диагностику;
- текущую оценку знаний;
- административные мониторинговые исследования (контрольные работы, зачетные занятия);
- мониторинговые исследования качества знаний обучающихся и уровня психического развития (текущая, итоговая диагностика).
Первый уровень мониторинга - индивидуальный, персональный. Стартовая диагностика проводится группой специалистов образовательной организации в начале учебного года и позволяет выявить уровень актуального развития ребёнка, его потенциальные возможности и определить задачи и содержание коррекционно-развивающей работы, форму и программу обучения.
Заполняется индивидуальная карта обучающегося. Для оценки используются следующие критерии: "+" - действие выполняется самостоятельно; "+ - " - действие выполняется частично; " - " - действие не выполняется.
По результатам обследования и на основании АООП составляется СИПР.
Следующий этап - текущая диагностика. Основным критерием при отслеживании динамики образовательных достижений воспитанников с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью является уровень самостоятельности воспитанников при выполнении учебных заданий, социально-бытовых, сенсорно-перцептивных, речевых и предметно-практических действий. Критерии оценивания образовательных достижений обучающихся с выраженным интеллектуальным дефектом заимствованы из методических трудов Л.Б. Баряевой, И.М. Бгажноковой (см. табл. 5).
Лист мониторинга по основным учебным курсам представлен в виде карты усвоения учебной программы. Она заполняется учителем в начале учебного года, в середине и в конце, согласно школьному положению о системе мониторинга.