Ретер Эрна Густавовна, учитель, ГКОУ СО "Карпинская школа-интернат", Карпинск
Среди обучающихся коррекционных школ с каждым годом растет число школьников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Обучение данной категории детей требует особых условий и должно отвечать определенным требованиям.
Поэтому каждый урок обслуживающего труда тщательно готовится, учитывается психофизиологическое состояние и развитие каждого ученика, дозируется подача нового материала, применяется опора на уже имеющиеся знания, умения и др.
Ориентировка в новом материале сложна для детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью. Использование сочетания на уроках методических приемов, способствующих более успешному овладению умением ориентироваться в изучаемом материале урока и социально трудовой адаптации обучающихся со сложным дефектом.
Использование системы точных вопросов, создание проблемных ситуаций, сюжетно-ролевых игр, зарисовок, учебников, рабочих тетрадей, экскурсий по территории, наблюдение за трудом уборщиц, дворников, практических действий способствуют развитию мышления, памяти, внимания, наблюдательности обучающихся.
Практические действия с рабочим инструментом, различными средствами развивают моторную активность, пробуждают у них интерес, стимулируют познавательную и физическую деятельность, способствуют развитию личности будущих выпускников.
Знания и умения, получаемые на уроках обсуживающего труда, затем используются и в повседневной жизни не только в школе, но и дома.
Г.В. Цикото, А.Р. Маллер в своих работах отмечают, что в старшем возрасте работа на уроках расширяет знания обучающихся об окружающем мире, продолжается развитие речи, идет формирование коммуникативных навыков. При этом учитывается то, что без коррекционной работы не происходит формирование познавательной деятельности, а это приводит к хаотичности, не систематизированному выполнению трудовых заданий и действий с большим количеством проб и ошибок. Большая часть работы педагога направлена на облегчение понимания сути каждого действия и деятельности в целом. Поэтому на каждом уроке обслуживающего труда дети учатся умению ориентироваться в том виде деятельности, которую им предстоит выполнять – уборка территории или уход за комнатными растениями, уборка класса или коридора.
Несмотря на то, что многие ученые отмечают, что ориентировочная деятельность у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью находится на низком уровне, все же коррекционная работа на каждом уроке обслуживающего труда позволяет ее сформировать у каждого выпускника, хотя и в разной степени, и при использовании всех путей ее формирования, как общих, так и специфических.
Общими путями формирования ориентировочной основы деятельности у обучающихся со сложным дефектом развития являются:
- постоянная активизация мыслительной деятельности (включение подростков в ориентировочный процесс-анализ, планирование, контроль, подведение итогов своей деятельности);
- учет взаимосвязи всех компонентов ориентировочной деятельности, при которой развитие одного из них благотворно сказывается на других;
- систематическое применение умения поэтапного формирования трудовых действий;
- показ обучающимся необходимости знаний и умений, их значимости в самостоятельной жизни: включение в процесс обучения разнообразных практических работ, наблюдений, экскурсий.
Кроме того, использовались и специфические пути формирования ориентировочной основы деятельности у обучающихся со сложным дефектом развития:
- предварительное составление плана деятельности для дальнейшего выполнения определенных действий;
- применение различных способов внешнего стимулирования обучающихся к применению знаний на практике: научить уметь организовать свою деятельность на основе ее саморегуляции: они должны иметь представление о
- способе и последовательности выполнения трудовых действий;
- оречевление обучающимися своих действий для того, чтобы не было разрыва между выполнением трудового задания и его вербальным обозначением.
Применение полученных знаний и умений в практической деятельности на уроках обслуживающего труда, многократные упражнения в соблюдении их последовательности у большей части обучающихся переходит в навык. Работа в группах, парах способствует формированию навыка коммуникативного общения, воспитанию взаимопомощи, взаимовыручки, сближает обучающихся, способствует стремлению выполнять работу хорошо, обмену опытом работы и желанию работать не хуже товарищей.
Вся эта работа, проводимая в тесном контакте с классным руководителем, воспитателем класса, родителями, позволила получить положительные результаты, активизировала, формировала умственную деятельность, трудовые умения и навыки. Это дало выпускникам возможность применять полученные знания, умения и навыки в самостоятельной практической деятельности и пригодится им в будущей самостоятельной жизни.
Литература
- Маллер А.Р. Социализация детей с выраженной умственной недостаточностью.-М. АПКиППРО, 2008 г.
- Петрова В.Г. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов. –М.: Просвещение, 1968 г.