Шорохова Татьяна Викторовна, учитель, ГКОУ СО "Карпинская школа-интернат", Карпинск
К категории детей с “ограниченными возможностями здоровья” относятся дети с разными нарушениями развития и расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения. В коррекции эмоционально-волевой сферы "особенных детей" большая роль отводится сказкам.
Сказкотерапия – это психотерапевтическое направление, с помощью которого ребенок может побороть свои страхи, негативные черты личности, корректировать поведение, развивать способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации, активизировать речевую деятельность.
Таким образом, значение "сказка" расширяется до понятия "социальная адаптация" и играет важнейшую роль в коррекции и компенсации грубых аномалий развития, подготовке обучающихся к коммуникативным навыкам.
Основные виды сказок, применяющихся в сказкотерапии:
- Народные сказки: мудрость, простота и доступность сюжета способствуют воспитанию нравственных чувств. Пример: “Курочка Ряба”, “Репка” и другие.
- Авторские: сказки Х. К. Андерсона, Ш. Перро и других писателей-сказочников.
- Психотерапевтические: со счастливым концом.
- Дидактические сказки со знаниями учебного характера (буквы, цифры становятся одушевлёнными.)
- Психокоррекционные сказки создаются и рассказываются обучающимся для ненавязчивого мягкого влияния на их поведение.
- Медитативные сказки используются для формирования позитивных представлений (отсутствие в их сюжете отрицательных героев и конфликтов). Диагностические сказки помогают определить наличие проблемы у ребёнка.
Рекомендации по практическому применению "сказочных" занятий для развития связной речи:
- прежде чем приступить к проведению занятий по сказкотерапии, необходимо тренировать детей в умении расслабляться, чувствовать, выполнять инструкции;
- почти все динамичные упражнения рекомендуется заканчивать расслаблением с фиксацией внимания на дыхании;
- длительность занятий зависит от возраста и психических возможностей детей;
- в цикле занятий со сказками нет определенного начала и конца. Занятия со сказками можно проводить в любой последовательности;
- в случае непредвиденного утомления обучающихся занятие необходимо корректно остановить;
- занятия проводятся не только за столом, но и у доски, на ковре;
- сказки можно повторять через определенные промежутки времени. Знакомые упражнения при повторении воспринимаются легче, а порою и с большим интересом;
- сказки лишь условно можно поделить на простые и сложные, цикл занятий со сказками построен по типу "от простого к сложному";
- именно педагог создает атмосферу и настроение обучающимся, дозирует занятия (количество и интенсивность упражнений), применяет индивидуальные поощрения.
Основные приемы работы со сказкой:
- Анализ сказок.
Сознание того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, за поведением ге-роев. После прослушивания обучающимися сказки задается ряд вопросов:
- Как вы думаете, о чем (про что, про кого) эта сказка?
- Как вы думаете, почему тот или иной герой совершал те или иные поступки?
- Кто из героев вам больше всего понравился (не понравился)? И др. - Рассказывание сказок.
Прием помогает развивать фантазию, воображение. Обучающимся предлагается рассказать сказку от имени других действующих лиц, например, как сказку о Колобке рассказал бы Заяц, Лиса и т.д. - Изменение сюжета сказок.
Продумывая свой конец сказки, обучающийся сам выбирает соответствующий его внутреннему со¬стоянию поворот и находит нужный ему вариант разрешения ситуаций, который позволяет освободиться ему от внутреннего напряжения. - Постановка сказок с помощью кукол.
Работа с куклами позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которые обычно ребенок по каким-то причинам не может себе позволить проявить. - Сочинение сказок.
В своей сказке обучающийся отражает свой внутренний мир и находит способы решения собственных проблем.
Сказкотерапия предусматривает индивидуальную работу с обучающимися. Материал для работы с данной категорией обучающихся дается в виде дидактических игр и игровых упражнений. Занятия, проводимые в интересной, увлекательной форме, способствуют формированию необходимых представлений и формируют у ребенка уверенность в своих силах, развивают познавательный интерес. Параллельно с обучающимися ведется работа по развитию речи, психических функций и снятию агрессивности.
За время занятий сказкотерапией улучшилась мелкая и общая моторика, навыки самообслуживания, личностные качества, мотивационно-волевые процессы, пополнился словарный запас и образная речь. Можно сделать вывод, что сказкотерапия - одно из главных средств эффективного развития обучающихся. А самое главное для нас, педагогов, - видеть счастливые, добрые глазки детей и их улыбки.
Литература
- Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – М., 1997
- Панфилова М.А. Игротерапия общения. – М., 2001
- Смирнова Е.О. Ребенок – взрослый – сверстник. – М., 2004
- Барташникова И.А. Учись играя. – Харьков, 1997