Головлева Маргарита Виктровна, педагог дополнительного образования, ГКОУ СО "Новоуральская школа № 2", Новоуральск
Декоративно-прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности.
Творческая реабилитация детей с ОВЗ в дополнительном образовании, направлена на оказание практической помощи в социальной адаптации, социальной интеграции в общество детей с ОВЗ. Социализация ребенка с ОВЗ невозможна без развития коммуникаций, творческая реабилитация выступает здесь эффективным методом развития коммуникаций, расширения социальных связей, социальной адаптации и оптимизации процесса. Занятия декоративно прикладным творчеством создают благоприятные условия для профессионального самоопределения, развития познавательной активности ребенка и его творческой самореализации, социализации и повышению самооценки ребенка.
Освоение поставленных задач по реабилитации детей с ОВЗ происходит, через следующие виды деятельности:
- Мастер – классы
- Индивидуальные консультации
- Групповые консультации
- Круглые столы
- Мастерские
- Деловые игры
- Выполнение проектной работы
- Групповые, индивидуальные занятия.
Педагогическая цель: Разностороннее комплексное развитие и реабилитация детей с ограниченными возможностями. Активизация познавательной и творческой деятельности, подготовка к самостоятельной жизни в современном мире и дальнейшему профессиональному самоопределению.
Задачи:
- Повышение эффективности социальной реабилитации.
- Создание условий для реабилитации детей с ОВЗ.
Для эффективной социальной реабилитации обучающихся используются современные методы, способы и приемы. Реализуется программа с различными техниками.
Работа в технике папье-маше нацелена на декорирование изделий из самых доступных материалов. Воспроизводя пластически тот или иной предмет, дети знакомятся с его формой, развивают руки, пальцы, а это в свою очередь способствует развитию речи. По степени умелости детской руки, специалисты на основе данных самых современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы ребёнка. Рука "познаёт", а мозг фиксирует ощущения и восприятие, соединяя их с органами чувств (зрительными, слуховыми, обонятельными) преобразуются в сложные интегрированные образы и представления.
Работа с текстильными материалами направлена на познание технологических, эстетических свойств и способов обработки ткани. Предполагает овладение детьми опытом трудовой деятельности в технике художественных ремёсел: (лоскутное шитьё, вышивка) и т.д. Все это направлено на гармоничное развитие детей, способствует развитию творчества, пробуждает фантазию, развивает ручные умения, чувство формы, глазомер и цветоощущение.
Работа в технике "аппликация" включает способы создания художественных произведений из различных по своим свойствам и фактуре материалов, объединённых сходством техники выполнения. Для выполнения изделий используются такие материалы: бумага, солома, засушенные растения, тополиный пух и т.д. Аппликация - наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это даёт возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях, но и в создании картин, панно и т.д.
Проведение мастер-классов в формате "дети + родители" предусматривает развитие контактов, через приёмы сотворчества в декоративно-прикладном творчестве, проведение групповых и индивидуальных консультаций и т.д., организацию выставок работ детей и родителей, подготовка работ детей к участию в конкурсах разного уровня.
Занятия творчеством, предполагает освоение детьми различных способов и приемов работы, использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности, повседневной жизни, воспитание самостоятельности и творческой активности, создание эмоционального благоприятного настроения, радости в общении, труде, получение наслаждения от правильного выполненной красивой вещи. Декоративно-прикладное творчество, совместная деятельность с родителями и педагогом, участие в конкурсах, воспитывают у детей стремление к здоровому образу жизни, готовность к социальному и профессиональному самоопределению, что повышает эффективность социальной реабилитации.
Чтобы сформировать почтительное отношение к традициям и обычаям русского народа, участвуем в тематических выставках: Пасха, Рождество Христово, "Мир народной игрушки" - это позволяет раскрывать личностные качества обучающихся, ими постигаются определённые морально-нравственные ценности. Дети уважают свой народ, ценят его культуру и духовные традиции.
При подготовке к проектной деятельности, предлагается к выполнению каждой работы на занятиях относиться, как к проекту. В процессе подготовки дети самостоятельно находят и используют информацию по заданной теме, сами выбирают эскиз, ищут эффективные способы решения задач, в результате этой деятельности формируется активная учебно-познавательная позиция, самостоятельность, умение оценивать процесс.
- Уровень эффективности реабилитационной работы определяется следующими формами контроля:
- Фронтальная и индивидуальная беседа.
- Выполнение дифференцированных практических заданий различных уровней сложности.
- Игровые формы контроля.
В конце курса выполняется комплексная работа, с использованием различных материалов.
Прогнозируемый результат:
- повышение эффективности реабилитационных мероприятий, оптимизация процесса социализации и интеграции детей с ограниченными возможностями в социум;
- повышение познавательной, творческой активности детей с ОВЗ.
Таким образом, создание условий для реабилитации и социально-личностного развития обучающихся с ОВЗ в условиях специальной (коррекционной) школы, средствами декоративно - прикладного творчества, зависит от выбранного организационно-методического обеспечения и правильно организованной педагогической работы.