Козырев Олег Николаевич, педагог-психолог, ГБОУ СО "ЦПМСС "Речевой центр", Екатеринбург
"Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации". (Разъяснения Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2013 № ИР-535/07)
Среди множества разновидностей нарушений детского развития расстройства аутистического спектра (далее РАС) сегодня является не самым распространённым, но одним из самых обсуждаемых и актуальных. Это обусловлено рядом причин:
- в реалиях сегодняшнего дня четко прослеживается тенденция к демократизации и гуманизации социума. Общество больше не сторонится инвалидов и лиц с ограниченными возможностями, но стремится способствовать вовлечению этих людей в социально значимые связи.
- в вопросах защиты прав детей с РАС на доступное, качественное образование всё более активную позицию занимают родители;
- впервые за долгие годы существования отечественной специальной педагогики обучающиеся с РАС на государственном уровне выделены в категорию обучающихся, для которых не только разработаны образовательные стандарты, но и появились нормативно-правовые основания для включения этих детей в социум здоровых сверстников в образовательных учреждениях по месту жительства семьи.
Практикуемое долгие годы обучение детей с РАС на дому не отвечало их потребностям, не учитывало потенциальных возможностей таких детей. Проблема отсутствия единства во взглядах на этиологию, патогенез и необходимую систему коррекционно-реабилитационной работы с детьми, имеющими РАС, активно обсуждается учеными и практиками как за рубежом, так и в РФ. В качестве теоретической базы при изучении данной патологии и внедрения в практику методов работы с обучающимися с РАС нами используются результаты исследований О.С. Никольской.
В ГБОУ СО "ЦПМСС "Речевой центр" (далее – Речевой центр) обучаются дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), среди которых встречаются школьники с медицинским заключением РАС. Эта ситуация требует создания в образовательном пространстве таких условий, которые будут соответствовать образовательным потребностям данной категории обучающихся. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО ОВЗ) и современные исследования в вопросах обучения детей с РАС помогли скоординировать действия участников образовательных отношений в решении вопросов создания условий для обеспечения качества образовательного процесса.
Вхождение обучающегося с РАС в общеобразовательную среду должно осуществляться постепенно, с учетом планирования и реализации комплекса необходимых мер и достаточных условий по осуществлению и сопровождению этого процесса: организационно-методических, информационных, кадровых, материально-технических, учебно-дидактических, программно-методических.
Необходимым компонентом в создании условий обучения является психолого-педагогическое сопровождение, которое осуществляется в различных формах:
- диагностическая работа, которая позволяет определить доступный уровень и адекватные средства взаимодействия ребенка с людьми и средой, определить возможные задачи работы, наметить программу реабилитации и развития;
- индивидуальные и микро-групповые занятия, направленные на создание условий для перехода к более активным и сложным контактам с людьми и окружающей действительностью;
- тьюторская и консультативная помощь педагогу, обеспечивающая формирование положительного отношения и желания оказать содействие ребенку с РАС;
- консультативно-просветительская работа с родителями, позволяющая обеспечивать необходимую психологическую помощь и поддержку семье в организации общего режима, жизненного пространства и оптимистичного настроя на совместную работу;
- осуществление посредничества между специалистами и семьей, координации действий внутри команды специалистов.
По праву можно сказать, что на сегодняшний день в отношении совершенствования образования детей с РАС делается значительно больше, чем в предыдущие годы. Cпециалисты Речевого центра открыты и готовы к профессиональному общению, конструктивным изменениям в организации и содержании профессиональной деятельности. Эта позиция во многом определила включение Речевого центра на основании приказа Министерства общего и профессионального образования Свердловской области 26.05.2015 №229-Д в состав Федеральных пилотных, а затем стажировочных экспериментальных площадок по вопросам введения и реализации ФГОС НОО ОВЗ (ТНР и РАС). Если на первом этапе экспериментальной работы в образовательной организации были существенно улучшены материально-технические и дидактические условия, разработана программно-планирующая документация, то в настоящее время на базе Речевого центра в рамках деятельности стажировочной площадки проводятся курсы повышения квалификации по программе «Организация и содержание педагогической деятельности образовательной организации в условиях введения ФГОС НОО ОВЗ (ТНР и РАС)". Главная цель этих курсов – повышение профессиональной компетентности педагогов общеобразовательных учреждений, осуществляющих инклюзивное образование, в вопросах обучения, воспитания и коррекции нарушений у обучающихся с ТНР и РАС.
Совместная заинтересованность работников образования и родителей, ориентация на интересы обучающихся, непрерывное повышение уровня образования персонала, адаптация программного материала, использование современных средств в образовательном процессе позволяют обеспечить устойчивую положительную динамику в развитии детей с РАС и констатировать, что их включение в общеобразовательный процесс не только возможно, но и необходимо.