Воинкова Лариса Николаевна, учитель-логопед, ГКОУ СО "Карпинская школа – интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы", Карпинск
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 г. № 373, определяет систему новых требований к структуре, результатам, условиям реализации основной образовательной программы.
Большое внимание в новом Стандарте уделяется формированию универсальных учебных действий (УУД) на начальном периоде обучения, поскольку этот период является фундаментом для последующего успешного обучения. В основе УУД лежит, кроме предметных, формирование и развитие у ребенка личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных сфер.
В данном контексте значимость логопедической работы в общеобразовательном учреждении как особого вида помощи детям, испытывающим трудности в общении и обучении, трудно переоценить. При этом требуется и новая оценка роли школьных логопедов, и привнесение нового в содержание логопедической работы. Особенность логопедической работы состоит в том, что она направлена на оказание помощи детям, испытывающим трудности в достижении предметных результатов (письмо, чтение). Тем самым своевременная и действенная логокоррекционная работа предупреждает или минимизирует трудности достижения метапредметных результатов, трудности в формировании коммуникативных и познавательных УУД.
Также в Стандарте особое значение придается предупреждающей логокоррекционной работе с детьми. ФГОС указывает и на обязательный учет индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей детей, на необходимость создания системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и специальных условий для их обучения и воспитания. Школа как социальный институт призвана соблюсти также баланс интересов между потребностями, запросами (государственными, общественными, семейными) и возможностями ребенка. Достигается это через составление и реализацию программы коррекционной работы (ПКР), которая является обязательным разделом основной образовательной программы.
ПКР разрабатывается на основе модульного принципа и состоит из нескольких подпрограмм (например, подпрограмма логокоррекционной работы, подпрограмма психокоррекционной работы, подпрограмма социально-коррекционной работы и др.) Подпрограмма может включать модули рабочих корреционно – развивающих программ: предупреждение нарушения чтения (1 класс), коррекция нарушения письма (2-4 классы). Количество подпрограмм и модулей, их содержание определяются качественным составом детей, нуждающихся в специальной помощи, и обеспеченностью образовательного учреждения кадрами.
Требования Стандарта к условиям реализации образовательной программы определяет и новый подход к организации логопедической работы – подход с позиции педагогического менеджмента. Педагогический менеджмент понимается как комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления коррекционно-развивающей учебно-воспитательной работой. Функции педагогического менеджмента находятся во взаимосвязи и взаимодействии: информационно-аналитическая, мотивационно-целевая, планово-прогностическая, организационно-исполнительская, контрольно-диагностическая, регулятивно-корректировочная. Каждая функция проявляется через комплекс конкретных действий, которые неизменно присутствуют в логопедической работе: сбор и анализ информации, целеполагание и мотив, прогноз и план действий, исполнение и координация, диагностика и контроль, регуляция и корректировка.
Новые условия реализации ФГОС предъявляют особые требования к организации профессиональной деятельности учителя-логопеда – это организация деятельности с учетом самоменеджмента. Самоменеджмент понимается как целенаправленное и осознанное управление педагогом собственной профессионально-педагогической деятельностью, а также процессом личностного и профессионального самосовершенствования и развития. Это – целесообразное применение испытанных методов работы в повседневной практике для оптимального использования своего рабочего времени. Качество самоменеджмента определяет эффективность менеджмента.
Желание учителя обеспечить качество, а следовательно и эффективность своей работы, разнообразить деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья, сделать занятия более интересными и познавательными, создать новый виток общения, взаимопонимания, развивать личностные качества детей, способствовать автоматизации уже полученных на занятиях навыков на новом коммуникативном этапе логопедического воздействия побуждает к необходимости поиска наиболее эффективных средств воспитания и обучения детей. А для детей, имеющих задержку психического развития, в особой мере, потому что задержка психического развития рассматривается как полисимптоматический тип изменения темпа и характера развития ребенка, включающий различные комбинации нарушений и их проявлений.
Как показывает практика, наиболее оптимальными, способствующими интенсификации логопедической работы, являются иформационно-коммуникационные технологии. Их применение позволяет индивидуализировать коррекционный процесс, обеспечить вариативность и разнообразие предлагаемых заданий при необходимости многократного повторения материала. Мультимедийность электронных ресурсов повышает заинтересованность и познавательную активность детей. Полисенсорный характер их воздействия активизирует компенсаторные механизмы, так как позволяет задействовать сохранные анализаторы, что способствует повышению результативности коррекционной работы.
Таким образом, для ускорения процесса достижения положительных результатов в коррекции речи, мотивации ребенка на получение знаний, создания положительного и эмоционального настроя, а также в качестве дополнительного, рационального и удобного источника информации и наглядности в своей работе мною используются компьютерные онлайн – игры, упражнения, тесты и др.
С этой целью мною составлена и успешно используется программа «Уроки Мудрой Совы», направленная на развитие слухового внимания и восприятия; фонематического слуха; звукового анализа и синтеза слов; умения запоминать и воспроизводить информацию; на развитие зрительного восприятия изображений простой и сложной формы, сюжетных изображений; на развитие комбинаторного, абстрактно-логического мышления, мелкой моторики, зрительно-моторной координации, ориентировки в пространстве. Онлайн – игры для этой программы находятся на интернет – сайте http://www.logozavr.ru/1549/.
Также на своих занятиях для поддержки обучения и процесса преподавания мною применяются интерактивные модули, которые можно изменять или создавать в оперативном режиме (сайт https://learningapps.org).
В результате занятий с детьми, имеющими задержку психического развития, с которыми регулярно проводились занятия с использованием онлайн – игр и упражнений с сентября по апрель, по сравнению с началом учебного года, устная речь улучшилась на 20%, письменная речь – на 43%, универсальные учебные действия – на 30%, представления об окружающем мире увеличились на 56%, сенсорные навыки – на 21%.
Таким образом, работа учителя – логопеда, с одной стороны, определяется общими стратегическими целями и задачами школы и соответствует требованиям ФГОС. С другой стороны, учитель-логопед следует профессиональным целям и задачам, оказывая прежде всего помощь детям с особыми образовательными потребностями, испытывающим трудности в общении и обучении, содействуя учителям в учебно-воспитательной работе с данной категорией учащихся, что в итоге способствует оптимизации образовательного процесса.
Список литературы
- Варченко В. И. Уроки логозаврии: весело и быстро готовимся к школе / В. И. Варченко, Л. И. Клетнова, А. Б. Ларина. – Ростов н/Д : Феникс, 2013. – 143. – (Школа развития).
- Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии : Учеб. Пособие для студ. Педвузов / Н.Ю. Борякова. – М.: АСТ; Астрель, 2008.
- Ефименкова Л.И. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте / Л. И. Ефименкова, Г. Г. Мисаренко. – М., 1991.
- Игры в логопедической работе с детьми. М., 1981.
- Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе. Работаем по новым стандартам / О.А.Ишимова, О.А.Бондарчук. – М. : Просвещение, 2012. – 176 с.
- Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) от 17.06.2003 г. / интернет – источник.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской федерации № 1756 – р от 29 декабря 2010 г.
- Обучение детей с задержкой психического развития : Пособие для учителей / Под ред. В. И. Лубовского. – Смоленск, 1994.
- Потапова Е. Н. Радость познания / Е. Н. Потапова. – М., 1990.
- Психологические проблемы неуспеваемости школьников / Под ред. Н. А. Менчинской. – М., 1971.
- Речь. Речь. Речь : Кн. для учителя / Под ред. Т. А. Ладыженской. – М., 1990.
- Федоренко Л. П. Закономерности усвоения родной речи / Л. П. Федоренко. – М., 1964.
- Шатрова С.А. Коррекция устной и письменной речи первоклассников. Методическое пособие педагогов по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья / С.А. Шатрова. – М. : Баласс, 2012. – 208 с.
- Шевченко С. Г. Ознакомление с окружающим миром учащихся с задержкой психического развития / С. Г. Шевченко. – М., 1990.
- Якубовская Э. В. и др. Дидактические игры / Э. В. Якубовская. – М., 1991.
- Ястребова А. В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы / А. В. Ястребова. – М., 1984.
- Интернет-сайт http : www.logozavr.ru/1549/
- Интернет-сайт http://www.mts.kg/details.php?id=124636
- Интернет-сайт http://www.twirpx.com/file/371504/ Логопедический тренажер Дэльфа-142.1 Практическое руководство Скачать бесплатно
- Интернет-сайт http://www.zondov.ru/product_523.html логопедическая программа Дэльфа купить
- Интернет-сайт https://learningapps.org