Латникова Наталья Александровна, учитель-логопед, ГКОУ СО "Новоуральская школа № 2", Новоуральск
Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению одна из главных задач начального обучения. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя.
Скорость чтения является самым важным фактором, который влияет на успеваемость. Следовательно, необходима, систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыка чтения от класса к классу.
Понимая значимость обучения чтению в образовании, воспитании и развитии обучающихся, я ищу пути повышения качества обучения чтению.
Я предположила, что развитие навыков техники чтения будет эффективным, если соблюдать следующие условия:
- подобрать систему упражнений, которые активизируют внимание школьников, помогают с легкостью прочитать текст и понять прочитанное (создание ситуации успеха);
- в системе проводить упражнения, способствующие развитию навыков беглого, осознанного, выразительного чтения;
- работать над развитием поля зрения и оперативной памяти;
- учитывать индивидуальные особенности обучающихся;
Как добиться скорости чтения, осознанности и выразительности чтения?
Некоторые рекомендации, давно известны, другие отличаются новизной, главное, чтобы они были полезны. Важно творчески использовать различные приёмы, упражнения, видоизменять и комбинировать их в зависимости от возраста и подготовки обучающегося.
Система тренировочных упражнений по формированию навыка чтения целыми словами.
На этом этапе работы важны: отработка навыка чтения целыми словами; сведение к минимуму ошибок при чтении; осознанность чтения; выразительность чтения.
Благодаря "Практическому пособию по обучению чтению" И.Т. Федоренко и учебнику "Я расту" О.В. Джежелей система тренировочных упражнений наполнена богатым и разнообразным материалом. Последовательное выполнение упражнений обеспечивает высокий уровень участия и работоспособности детей.
1. Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.
В книге М.Р. Львова "Школа творческого мышления" в памятке " Что нужно уметь, чтобы говорить или читать правильно" на первое место ставятся "умение ровно и глубоко дышать – владеть своим дыханием" и "умение говорить звонко, громко, но без крика".
Формировать навык владения дыханием и голосом я предлагаю с помощью следующих упражнений.
Задуйте свечу. Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Обрызгайте белье водой (в один прием, три, пять).
Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на белье.
В цветочном магазине.
Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох (2 – 3 раза).
Использование скороговорок (хором)
В лифте.
Представьте, что мы едем в лифте и объявляем этажи. Чем выше этаж, тем голос выше, и наоборот. Едем сначала с первого на девятый.
2. Чтение блоков.
Данный этап направлен главным образом на системные тренировки речевого аппарата ребенка, на раннее выявление дефектов речи, а также на отработку навыка чтения целыми словами. Материал для упражнений – это наиболее часто встречающиеся в русском языке парные буквосочетания и слова с такими буквосочетаниями.
3. Отработка дикции.
Умение отчетливо выговаривать звуки и их сочетания достигается в процессе работы над скороговорками. Методика работы со скороговорками достаточно известна: от отдельного, отчетливого проговаривания до максимально чёткого, быстрого.
Считаю полезным начать работу с одной строки скороговорки и на каждом занятии добавлять новую.
4. Интонационная разминка.
Начать эту работу с формирования трёх умений:
- развивать и придавать своему голосу интонации: радостные и печальные, ласковые и гневные, шуточные и серьёзные, насмешливые и одобрительные, а также интонации перечисления, завершения, противостояния.
- выбирать нужный темп чтения (быстрый, ритмичный или плавный, размерный или же их сочетание).
- ставить логическое ударение в предложении.
Умение ставить логическое ударение, выделяя голосом слово, словосочетание, определяющее смысл всего предложения, можно отрабатывать практически на любом из стихотворных текстов, предложив ребятам выделить голосом сначала первое слово в строчках, затем второе, третье, четвертое. Когда дети научатся уверенно ставить логическое ударение по заданию учителя, можно переходить к самостоятельному поиску логически ударного слова. Для этого предлагаю
Подай мне деревянную ложку!
Выделите голосом сначала слово деревянную, затем – мне, потом – подай.
Как меняется смысл предложения?
Вывод: ударная гласная определяет правописание слова, "логически ударное" слово уточняет смысл всего предложения.
5. Развитие поля зрения.
Одним из средств развития поля зрения является игровой дидактический материал, а именно, числовые и буквенные карточки, которые я использую на занятиях как гимнастику для глаз. Работа с ними не требует много времени, но даёт хорошие результаты. Сначала для расширения поля зрения детей я начала использовать таблицы Шульте. Дети с увлечением тренировали глазки, улучшились и результаты техники чтения. Вскоре возникла потребность в новых таблицах, и я стала составлять их сама.
Всю работу с таблицами можно разбить на 3 этапа. Таблицы различаются размером и количеством чисел, букв или картинок.
Главное правило работы по таблице таково: глаза не должны блуждат по таблице, они смотрят только на выделенный квадрат, букву, круг или движутся в определённом направлении, одновременно стараясь, увидеть справа, слева, или всё вокруг.
6. Развитие оперативной памяти.
Оптимальное чтение – это чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе от 120 до 150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание текста.
Установлено, что развитие техники чтения часто тормозится из-за слабо развитой оперативной памяти. Работа над её развитием ведется с помощью зрительных диктантов. Предлагаю следующий вариант проведения этих диктантов: чтение предложений, проговаривание хором или индивидуально, коллективное уточнение и исправление сказанного; повторная демонстрация набора на доске и запись текста в тетрадь. Такая методика работы обеспечивает максимальную грамотность при записи предложений набора и, как следствие, формирует " ситуацию успеха".
Лучше начинать с демонстрации одновременно одного – двух предложений и постепенно доводить до пяти – шести.
Когда же демонстрация набора будет доведена до шести предложений, можно использовать задания повышенной сложности:
- запишите предложения в обратном порядке;
- запишите только второе и пятое предложения;
- запишите предложения с третьего по шестое.
Тесты зрительных диктантов разработанных И. Т. Федоренко и система тренировочных упражнений для развития оперативной памяти.
Осознанность чтения – это умение читателя ясно, глубоко понять содержание текста. Оно складывается из значения отдельных слов, смысла предложений, частей текста.
Проверку осознанности чтения обычно провожу в ходе беседы по
прочитанному. При этом вопросы должны касаться трёх уровней восприятия:
- 1 уровень – фактическое содержание;
- 2 уровень – понимание причинно-следственных связей, мотивации поступков персонажей;
- 3 уровень – собственная оценка действующих лиц, их поступков.
Для развития скорости и гибкости (умения менять скорость чтения в зависимости от содержания) предлагаю использовать упражнения из системы И.Т. Федоренко и И.Г. Пальченко.
Основным приёмом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное обращение к тексту, перечитывая его каждый раз с новым заданием.
Любимый у учащихся вид чтения – ролевое чтение, вызывает массу чувств, эмоций.
Знакомлю детей с работой по толковому словарю, ищем объяснение трудным непонятным словам.
Очень важна помощь родителей при обучении детей. Поэтому, на родительских собраниях стараюсь убедить каждого родителя в том, что чтение, должно войти в ежедневную привычку ребенка, при этом, особенно на первых ступенях грамотного чтения, необходимо создавать ситуацию интереса окружающих, слушающих его чтение.
Систематическая работа по формированию навыка чтения даёт хорошие результаты.
Список литературы и интернет-источники:
- "Школа творческого мышления" Львов М.В, учебное пособие - Москва. Дидакт.1993г.
- Зрительные диктанты по системе И.Т. Федоренко скачать с viki.rdf.ru
- Практическое пособие по обучению чтению И.Т. Федоренко
- "Читаем быстро и внимательно: качество чтения младших школьников"
- Т.П. Воронина, Т.В. Попова. – Изд.2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2015.