Психолого-педагогического сопровождения ребенка с отклонениями в развитии

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Чиж Владимир Владимирович, доцент кафедры методологии и методики образования детей с ОВЗ и детей, оставшихся без попечения родителей, ГАОУ ДПО Свердловской области "Институт развития образования", Екатеринбург

Одной из основных задач модернизации системы специального образования является поиск оптимальных моделей образования детей с разным уровнем психофизического развития. Реализация этой задачи возможна через систему раннего выявления и ранней помощи детям с отклонениями в развитии.

 

Главной целью стратегического направления в психолого-педагогическом сопровождении детей с интеллектуальными нарушениями является обеспечение условий, способствующих реализации их особых образовательных потребностей в процессе школьного обучения.

Важно чтобы излагаемый материал был научным, достоверным, доступным, связан с жизнью и опираться на прошлый опыт детей.

На каждом занятии должны осуществляться индивидуально-дифференцированный подход, межпредметные связи.

Важно строго соблюдать:

  1. Охранительный режим:
    1. проведение физминуток (начальная школа – 2 физминутки, старшая школа – 1 физминутка);
    2. соответствие мебели возрасту;
    3. соответствие учебной нагрузки возрасту;
    4. соблюдение санитарно-гигиенических требований.
  2. Замедленность темпа обучения, что соответствует замедленности протекания психических процессов.
  3. Осуществление повторности при обучении на всех этапах и звеньях занятия.
  4. Максимальную опору на чувственный опыт, что обусловлено конкретностью мышления ребенка.
  5. Максимальная опора на практическую деятельность и опыт ученика, с опорой на более развитые способности ребенка.

Важно осуществлять дифференцированное руководство учебной деятельностью, предусматривающею проектирование, направление и регулирование, а вместе с тем и исправление действий членением целостной деятельности на отдельные части, операции и др.

Создавать оптимальные условия для организации деятельности на занятии через:

  • рациональную дозировку содержания учебного материала;
  • выбор цели и средств ее достижения;
  • регулирование действий;
  • побуждение к деятельности на занятии;
  • развитие интереса к занятию;
  • чередование труда и отдыха.

Организовывать учебную деятельность приходится из-за невозможности детьми с интеллектуальными нарушениями постоянно мобилизовывать свои усилия на решение познавательных задач. Исходя из этого необходимо использовать приемы расчленения материала на мелкие доли, а всю учебную деятельность - на мелкие порции. В роли средств информации выступает слово, наглядность, практические действия. 

Важное коррекционное значение учебного процесса состоит в выявлении и учете нереализованных познавательных возможностей. Из-за неравномерной деятельности на уроке огромное значение для педагога имеет знание фаз работоспособности. У данной категории учащихся растянута фаза пониженной работоспособности, а фаза повышенной сильно сокращена. Фаза вторичного снижения работоспособности наступает преждевременно.

Для лучшего восприятия объекта изучения используют муляжи или объемные пособия. При их самостоятельном изготовлении они имеют большую дидактическую пользу из-за осознанности интереса к восприятию (модели из песка, глины, пластилина, гербарии).

Наиболее доступно наблюдение натуральных предметов или явлений. При наблюдении восприятием детей нужно управлять: сравнивать один объект с другим, знакомиться с ним, разбивать задачу наблюдения на части. Наблюдение используется для перевода познания с уровня представлений на уровень понятий. При наблюдении на уроках картинки или иллюстрации используются как опора для понимания общей мысли. Упражнение - это повторение действий в целях выработки умения и навыков. Если качество упражнения улучшается, то умственно отсталые дети приобретают умения, если в упражнении появился автоматизм - это означает сформированность навыков. Для формирования умений и навыков при использовании упражнении нужно использовать:

  • осознанность действия;
  • систематичность;
  • разнообразие;
  • повторяемость;
  • расположение упражнений во времени в нужном порядке.

Основной источник познания – деятельность. Практические и лабораторные работы часто связаны с программированными методами работы. Практические методы как вид деятельности умственно отсталых детей используется на всех этапах обучения. Это заключается и в выполнении рисунков, схем, диаграмм, обведение контуров материков и т.д.

Поиск

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич Сметанин