Чиж Владимир Владимирович, доцент кафедры методологии и методики образования детей с ОВЗ и детей, оставшихся без попечения родителей, ГАОУ ДПО Свердловской области "Институт развития образования", Екатеринбург
Одной из основных задач модернизации системы специального образования является поиск оптимальных моделей образования детей с разным уровнем психофизического развития. Реализация этой задачи возможна через систему раннего выявления и ранней помощи детям с отклонениями в развитии.
Главной целью стратегического направления в психолого-педагогическом сопровождении детей с интеллектуальными нарушениями является обеспечение условий, способствующих реализации их особых образовательных потребностей в процессе школьного обучения.
Важно чтобы излагаемый материал был научным, достоверным, доступным, связан с жизнью и опираться на прошлый опыт детей.
На каждом занятии должны осуществляться индивидуально-дифференцированный подход, межпредметные связи.
Важно строго соблюдать:
- Охранительный режим:
- проведение физминуток (начальная школа – 2 физминутки, старшая школа – 1 физминутка);
- соответствие мебели возрасту;
- соответствие учебной нагрузки возрасту;
- соблюдение санитарно-гигиенических требований.
- Замедленность темпа обучения, что соответствует замедленности протекания психических процессов.
- Осуществление повторности при обучении на всех этапах и звеньях занятия.
- Максимальную опору на чувственный опыт, что обусловлено конкретностью мышления ребенка.
- Максимальная опора на практическую деятельность и опыт ученика, с опорой на более развитые способности ребенка.
Важно осуществлять дифференцированное руководство учебной деятельностью, предусматривающею проектирование, направление и регулирование, а вместе с тем и исправление действий членением целостной деятельности на отдельные части, операции и др.
Создавать оптимальные условия для организации деятельности на занятии через:
- рациональную дозировку содержания учебного материала;
- выбор цели и средств ее достижения;
- регулирование действий;
- побуждение к деятельности на занятии;
- развитие интереса к занятию;
- чередование труда и отдыха.
Организовывать учебную деятельность приходится из-за невозможности детьми с интеллектуальными нарушениями постоянно мобилизовывать свои усилия на решение познавательных задач. Исходя из этого необходимо использовать приемы расчленения материала на мелкие доли, а всю учебную деятельность - на мелкие порции. В роли средств информации выступает слово, наглядность, практические действия.
Важное коррекционное значение учебного процесса состоит в выявлении и учете нереализованных познавательных возможностей. Из-за неравномерной деятельности на уроке огромное значение для педагога имеет знание фаз работоспособности. У данной категории учащихся растянута фаза пониженной работоспособности, а фаза повышенной сильно сокращена. Фаза вторичного снижения работоспособности наступает преждевременно.
Для лучшего восприятия объекта изучения используют муляжи или объемные пособия. При их самостоятельном изготовлении они имеют большую дидактическую пользу из-за осознанности интереса к восприятию (модели из песка, глины, пластилина, гербарии).
Наиболее доступно наблюдение натуральных предметов или явлений. При наблюдении восприятием детей нужно управлять: сравнивать один объект с другим, знакомиться с ним, разбивать задачу наблюдения на части. Наблюдение используется для перевода познания с уровня представлений на уровень понятий. При наблюдении на уроках картинки или иллюстрации используются как опора для понимания общей мысли. Упражнение - это повторение действий в целях выработки умения и навыков. Если качество упражнения улучшается, то умственно отсталые дети приобретают умения, если в упражнении появился автоматизм - это означает сформированность навыков. Для формирования умений и навыков при использовании упражнении нужно использовать:
- осознанность действия;
- систематичность;
- разнообразие;
- повторяемость;
- расположение упражнений во времени в нужном порядке.
Основной источник познания – деятельность. Практические и лабораторные работы часто связаны с программированными методами работы. Практические методы как вид деятельности умственно отсталых детей используется на всех этапах обучения. Это заключается и в выполнении рисунков, схем, диаграмм, обведение контуров материков и т.д.