Тимкив Раиля Рахимзяновна, учитель-дефектолог, ГКОУ СО "Верхнетагильский детский дом-школа", Верхний Тагил
Внедрение в современное образование новых стандартов отвечает новым социальным требованиям современного общества, основанном на развитии инновационных систем. Целью образования становятся общекультурное, личностное и познавательное развитие. Образование приобретает некоторую универсальность в обучении. Актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий. Обучение, ориентированное на развитие у учащихся умению учиться, способности к саморазвитию. Введение нового стандарта существенно меняет всю образовательную ситуацию в школе, делая деятельность учителя и учащегося как сотрудничество полноценных участников образовательного процесса.
Таким образом, перед каждым педагогом-дефектологом стоит новая задача по применению форм и методов для формирования УУД у детей с ОВЗ. Что бы реализовывать требования, заложенные в стандарте, необходимо учитывать, что на первое место выдвигается не информированность ученика, а способность организовать свою работу. Особенно актуально это для детей с ЗПР с нарушением эмоционально-волевой сферы. Развитие регулятивного компонента особенно важно.
Произвольность в поведении показывает умение ребенка строить свое поведение и деятельность в связи с возникающими ситуациями. Поэтому в своей работе, на коррекционных занятиях работаю над развитием регулятивных универсальных учебных действий, т.е постановкой цели, планированием, выполнением, контроля и коррекции выполненной работы.
Диагностическая работа - выявление проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей. Решение данного вопроса осуществляю через игры, беседы, консультирование учащихся, оказываю помощь в решении возникших трудностей.
С дошкольниками на занятиях провожу сюжетно-ролевые игры. В ходе игры обсуждаются качества человека, необходимые для выполнения данных ролевых обязанностей. Использую этот метод и при формировании учебной мотивации, в достижении своих целей.
С учащимися начального звена проводится анализ прочитанных произведений, в виде выполнения рисунка к тексту, с детьми более старшего возраста провожу тесты.
Для развития самостоятельности опираюсь на инструкции, помогающие выполнить задание, это имеющиеся текстовые пояснения, указания, примечания, комментарии, смысловые таблицы, облегчающие обработку информации.
В содержание заданий входят описания приемов их выполнения, которые могут задаваться непосредственно в виде изложения правил, предписаний, алгоритмов действий, или путем организации самостоятельных поисков "выбери правильный ответ". Активно стимулирую ученика к самостоятельной образовательной деятельности, содержание и формы которой должны обеспечивать ученику возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе выполнения задания.
Обмениваясь опытом работы с коллегами, провожу консультирование, практические занятия, лекции для учителей по вопросам формирования и регулирования эмоциональной сферы у учащегося и совершенствования учебно—воспитательного процесса (сопровождение индивидуальных образовательных траекторий).
Стараюсь помочь педагогам при решении вопросов личностного роста, создание комфортной психологической атмосферы с учащимися, что влияет на формирование регулятивного компонента.
При работе с родителями провожу консультирование по созданию условий, обеспечивающих успешное обучение, выработке самостоятельности при выполнении домашнего задания.
Свою деятельность оцениваю, опираясь на следующие критерии:
- успешность деятельности учащегося с ОВЗ;
- осуществление ребенком деятельности без значимых нарушений физического и психического здоровья;
- удовлетворенность ребенка своей деятельностью, своим положением;
- связывание ребенком с ОВЗ своих личных планов и интересов с этой деятельностью в перспективе.
Таким образом, отслеживание формирования регулятивных УУД дает неоценимую помощь в построении целенаправленной и эффективной работы с каждым учащимися.