Якупова Альбина Фанилевна, доцент кафедры методологии и методики образования детей с ОВЗ и детей, оставшихся без попечения родителей, канд. пед. наук. , ГАОУ ДПО СО "Институт развития образования"
Одним из показателей эффективности работы дошкольного учреждения, по мнению родителей, является полноценное речевое развитие детей, особенно это касается детей с тяжелыми нарушениями речи. Этот факт подтверждается и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, на основании которого речевое развитие выделено в одно из направлений развития ребенка дошкольного возраста.
В дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью. Характеризуя разговорную речь дошкольников с общим недоразвитием речи, мы говорим о ее бедности, малословности, тесной связи с определенной ситуацией. Вне этой ситуации она становится часто понятной. Связная речь, без которой не может быть полноценного усвоения приобретенных детьми знаний, либо полностью отсутствуют, либо развиваются с большими отставанием. В соответствии с выше сказанным, педагоги дошкольного учреждения должны целенаправленно работать над развитием диалогической речи, как одной из предпосылок связной речи детей с тяжелыми нарушениями речи.
Одним из стимулов речевого общения является естественная активность ребенка к окружающему. Его желание делать открытия, узнавать что-то новое. Средством стимулирования познавательной активности может выступать поисковая деятельность детей (О.В. Афанасьева, О.Л. Князева, В.Г. Петрова и др.). Поисковая деятельность детей дошкольного возраста рассматривается нами как деятельность, направленная на решение познавательных задач проблемного характера, характеризующаяся вариативностью активно-преобразующих поисковых действий практического и мыслительного характера, позволяющих осуществить всестороннее изучение объектов окружающего мира, и предполагающая высокую степень активности и самостоятельности детей. Содержанием поисковой деятельности выступают материалы предметного мира, так как они обладают такими характеристиками (свойствами, качествами), которые подвержены изменениям, движениям и могут быть выявлены ребенком в результате действий поискового характера.
Таким образом, развитие диалогической речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи возможно посредством стимулирования их познавательной активности. На основании изучения психолого-педагогической литературы по данной проблеме была разработана педагогическая технология стимулирования познавательной активности как средства формирования диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Ограничиваясь строгими рамками статьи, автор представляет основные направления работы по данной педагогической технологии, и задачи в соответствии с ними.
Направления и задачи работы
Направления | Задачи |
Познание предметного и окружающего мира |
|
Стимулирование |
|
Формирование диалогической речи |
1. Формирование умений, связанных со слушанием:
2. Формирование умений, связанных с говорением:
|
Исходя из данных таблицы, можно сделать вывод, о том, что развитие диалогической речи детей с общим недоразвитием речи по заданной технологии, строится на основании активного субъективного познания предметного и окружающего мира ребенка дошкольного возраста под умелым целенаправленным педагогическим руководством.
Список литературы
- Землянухина, Т. М. Особенности общения и познавательной активности у воспитанников яслей и Домов ребенка : дисс. …канд. пед. наук. – М. :НИИ общей и пед. психологии АПН СССР, 1982.
- Князева, О. Л. Особенности познавательной активности у дошкольников / О. Л. Князева // Новые исследования в психологии. –1986. – № 1 – С. 23–28.
- Лисина, М. И. Общение, личность, психика ребенка / М. И. Лисина. М. : Воронеж, 1997.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"