Стимулирование познавательной активности как средство формирования диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Якупова Альбина Фанилевна, доцент кафедры методологии и методики образования детей с ОВЗ и детей, оставшихся без попечения родителей, канд. пед. наук. , ГАОУ ДПО СО "Институт развития образования"

Одним из показателей эффективности работы дошкольного учреждения, по мнению родителей, является полноценное речевое развитие детей, особенно это касается детей с тяжелыми нарушениями речи. Этот факт подтверждается и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, на основании которого речевое развитие выделено в одно из направлений развития ребенка дошкольного возраста. 

В дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью. Характеризуя разговорную речь дошкольников с общим недоразвитием речи, мы говорим о ее бедности, малословности, тесной связи с определенной ситуацией. Вне этой ситуации она становится часто понятной. Связная речь, без которой не может быть полноценного усвоения приобретенных детьми знаний, либо полностью отсутствуют, либо развиваются с большими отставанием. В соответствии с выше сказанным, педагоги дошкольного учреждения должны целенаправленно работать над развитием диалогической речи, как одной из предпосылок связной речи детей с тяжелыми нарушениями речи. 

Одним из стимулов речевого общения является естественная активность ребенка к окружающему. Его желание делать открытия, узнавать что-то новое. Средством стимулирования познавательной активности может выступать поисковая деятельность детей (О.В. Афанасьева, О.Л. Князева, В.Г. Петрова и др.). Поисковая деятельность детей дошкольного возраста рассматривается нами как деятельность, направленная на решение познавательных задач проблемного характера, характеризующаяся вариативностью активно-преобразующих поисковых действий практического и мыслительного характера, позволяющих осуществить всестороннее изучение объектов окружающего мира, и предполагающая высокую степень активности и самостоятельности детей. Содержанием поисковой деятельности выступают материалы предметного мира, так как они обладают такими характеристиками (свойствами, качествами), которые подвержены изменениям, движениям и могут быть выявлены ребенком в результате действий поискового характера. 

Таким образом, развитие диалогической речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи возможно посредством стимулирования их познавательной активности. На основании изучения психолого-педагогической литературы по данной проблеме была разработана педагогическая технология стимулирования познавательной активности как средства формирования диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. 

Ограничиваясь строгими рамками статьи, автор представляет основные направления работы по данной педагогической технологии, и задачи в соответствии с ними. 

Направления и задачи работы 

Направления Задачи
Познание
предметного
и окружающего
мира
  • формирование и развитие психических процессов: ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления;
  • формирование перцептивных действий;
  • формирование сенсорных эталонов;
  • формирование представлений о предметном и окружающем мире

Стимулирование
познавательной
активности

  • формирование положительной мотивации учения в целом;
  • развитие личностных характеристик (самооценки и самосознания);
  • организация педагогических мероприятий, направленных на стимуляцию субъективной вопросительно-познавательной активности учащихся
Формирование
диалогической
речи

1. Формирование умений, связанных со слушанием:

  • умение выслушать собеседника и понять его;
  • умение осознавать свое коммуникативное намерение в процессе слушания;
  • умение понимать текст поставленной задачи и адекватно реагировать на нее.

2. Формирование умений, связанных с говорением:

  • умение вступать в общение, обратиться к собеседнику;
  • умение учитывать коммуникативную ситуацию в процессе диалога;
  • умение планировать высказывание с учетом речевой ситуации;
  • умение отбирать материал и оформлять его в речи с учетом речевой ситуации;
  • неречевые (невербальные) умения;
  • умения речевого этикета;
  • умения общаться в паре, в группе из трех-пяти человек, в коллективе;
  • умения общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждения, участвовать в обсуждении определенной темы

Исходя из данных таблицы, можно сделать вывод, о том, что развитие диалогической речи детей с общим недоразвитием речи по заданной технологии, строится на основании активного субъективного познания предметного и окружающего мира ребенка дошкольного возраста под умелым целенаправленным педагогическим руководством. 

Список литературы

  1. Землянухина, Т. М. Особенности общения и познавательной активности у воспитанников яслей и Домов ребенка : дисс. …канд. пед. наук. – М. :НИИ общей и пед. психологии АПН СССР, 1982.
  2. Князева, О. Л. Особенности познавательной активности у дошкольников / О. Л. Князева // Новые исследования в психологии. –1986. – № 1 – С. 23–28.
  3. Лисина, М. И. Общение, личность, психика ребенка / М. И. Лисина. М. : Воронеж, 1997.
  4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич

с 9-00 до 16-00

обед с 12-00 до 12-30

Поиск