Головлева Маргарита Викторовна, педагог дополнительного образования, ГКОУ СО "Новоуральская школа № 2", Новоуральск
Дети с ОВЗ рассматриваются как одна из наиболее уязвимых категорий детей, с точки зрения их социальной успешности и личностного развития. Расширение образовательных возможностей для детей с ОВЗ является наиболее продуктивным фактором социализации детей в обществе. Дополнительно образование решает задачи:
- реализации образовательных потребностей детей с ОВЗ;
- адаптации к условиям организованной общественной поддержки;
- их творческих способностей;
- развития их жизненных и социальных компетенций.
Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего "я". Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, принимает решения, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, это дает возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
Достижение положительных планируемых результатов можно добиться только при использовании различных методов обучения.
Чтобы сформировать почтительное отношение к традициям и обычаям русского народа, участвуем в тематических выставках. (Пасха, Рождество Христово, "Мир народной игрушки".) В результате чего раскрываются личностные качества, постигаются определённые морально-нравственные ценности. Дети уважают свой народ, ценят его культуру и духовные традиции.
При подготовке к проектной деятельности, предлагается к выполнению каждой работы на занятиях относиться, как к проекту. В процессе подготовки дети самостоятельно находят и используют информацию по заданной теме, сами выбирают эскиз, ищут эффективные способы решения задач, в результате этой деятельности формируется активная учебно-познавательная позиция, самостоятельность, умение оценивать процесс.
В работе применяются различные формы обучения. Для достижения эффективного образовательного результата используются индивидуальные занятия. В результате работы в парах и в группах, наблюдается положительная динамика в проявлении личностных качеств обучающихся: взаимовыручка, толерантность, доброта, желание помочь. Дети учатся слышать, слушать и понимать партнёра, учитывать его позицию.
Посещение различных выставок, позволяет детям познакомиться с декоративно-прикладным искусством, в результате чего расширяется кругозор. Изделия, выполненные своими руками, дарят родным и близким, работами оформляют интерьер квартиры, что имеет непосредственную связь с жизнью.
Для достижения поставленной цели, используются информационно-коммуникационные технологии. Применяется информация из электронных ресурсов (Интернет-информация) в исследовательской деятельности при разработке проектов, а также при наглядной демонстрации процессов. Совместное изучение интернет-источников при поиске новых идей по различным техникам. Для углублённого изучения материала в сотрудничестве с уроками информатики, после прохождения новых тем, дети учатся раскрашивать матрёшек, пасхальные яйца с помощью графического редактора (пэйнт).
Для того чтобы определить эффективность занятий используется комплексный подход к оценке результатов освоения программ, позволяющих вести оценку предметных, метопредметных и личностных результатов. Усвоение проверяется следующими формами контроля:
- система мониторинга;
- проверка знаний путём наблюдений;
- выполнение практических контрольных работ (к выставкам);
- самостоятельная практическая работа.
Таким образом, создание условий для социально-личностного развития обучающихся с ОВЗ в условиях специальной (коррекционной) школы, средствами декоративно - прикладного творчества, зависит от выбранного организационно-методического обеспечения и правильно организованной педагогической работы.