Жулякова Татьяна Ильинична, Киселёва Ирина Евгеньевна, Ожегова Наталья Валентиновна, учителя начальных классов, ГКОУ СО "Верхнетагильский детский дом-школа", Верхний Тагил
Целью медико-психолого-педагогического сопровождения школы, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы, является создание системы медицинских, социальных, психологических и педагогических условий, способствующих успешной интеграции, адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме (школе, в семье, медицинском учреждении и т.п.).
Сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) можно рассматривать как комплексную технологию поддержки всех участников образовательного процесса и помощь ребёнку, родителям и педагогам в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны всех узких специалистов ОУ.
Медико-социально-психологическое сопровождение в нашем учреждении осуществляем в классах для детей с задержкой психического развития. Это динамический процесс, целостная деятельность всех субъектов образования, куда включены взаимосвязанные компоненты:
- систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребёнка, динамики его психического развития в процессе обучения;
- создание социально-психологических условий для личности каждого ребёнка, успешности его обучения (базовый образовательный компонент);
- создание специальных социально-психологических и медицинских условий для сопровождения и помощи в развитии детям с ОВЗ (в рамках специального образовательного компонента),
К основным направлениям деятельности педагогов ГКОУ СО "Верхнетагильский детский дом-школа" относятся:
- диагностическая деятельность;
- консультативная деятельность;
- коррекционно-развивающая работа;
- организационно-методическая деятельность;
- просветительская работа;
- психопрофилактика.
Дети с ЗПР, так же как все другие дети с ОВЗ, "могут реализовать свой потенциал социального развития при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания – образования, обеспечивающего удовлетворение как общих с нормально развивающимися детьми, так и особых образовательных потребностей, заданных спецификой нарушения психического развития" (Основные положения Концепции федерального образовательного стандарта для детей с ОВЗ).
Особые образовательные потребности детей с ЗПР включают общие, свойственные всем детям с ОВЗ, и специфические:
- в получении специальной помощи средствами образования сразу же после выявления первичного нарушения развития, т.е. в дошкольном возрасте;
- в периоде подготовки к школьному обучению, обеспечении преемственности между дошкольным и школьным образованием как условия непрерывности коррекционно-развивающего процесса;
- в обеспечении коррекционно-развивающей направленности обучения в рамках основных образовательных областей;
- в организации процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков детьми с ЗПР ("пошаговом" предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию ребенка, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);
- в обеспечении непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности ребенка, продолжающегося до достижения ее минимально достаточного уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
- в обеспечении особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния ЦНС и нейродинамики психических процессов у детей с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);
- в постоянном стимулировании познавательной активности, побуждении интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;
- в постоянной помощи ребенку в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;
- в комплексном сопровождении, гарантирующем получение необходимого лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также специальной психокоррекционной помощи, направленной на компенсацию дефицитов эмоционального развития и формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения;
- в развитии и отработке средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), в формировании навыков социально одобряемого поведения, максимальном расширении социальных контактов;
- в обеспечении взаимодействия семьи и образовательного учреждения (организация сотрудничества с родителями, активизации ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).
Для реализации образовательных потребностей в работе нами используются адаптированные диагностики и методики.
Психолого-педагогический инструментарий оценки достижения планируемых результатов обучающихся начальных классов
Показатели |
Класс |
Методика |
Личностные |
||
Мотивация, внутренняя позиция |
1
|
«Беседа о школе» (модифицированная методика Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина) |
Нравственно-этическая позиция |
Задание на норму справедливого распределения по Ж.Пиаже |
|
Мотивация |
2 |
«Анкета для оценки уровня школьной мотивации» (по Н.Г.Лускановой) |
Нравственно-этическая позиция |
Задание на оценку усвоения нормы взаимопомощи по Ж.Пиаже |
|
Внутренняя позиция |
3 |
«Какой Я?» (модификация методики О.С.Богдановой) |
Нравственно-этическая позиция |
Анкета «Оцени поступок» (дифференциация конвенциональных и моральных норм, по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой, 2004) |
|
Внутренняя позиция |
4 |
Методика самооценки «Лесенка» (составитель В.Г.Щур) |
Нравственно-этическая позиция |
«Что такое хорошо и что такое плохо» |
|
Мотивация |
«Анкета для оценки уровня школьной мотивации» (по Н.Г.Лускановой) |
|
Метапредметные УУД |
||
- регулятивные УУД |
1 |
Методика «Изучение саморегуляции» (по У.В.Ульенковой) |
2 |
«Проба на внимание (буквы)» (П.Я.Гальперин) |
|
3 |
«Проба на внимание (текст)» (П.Я.Гальперин) |
|
4 |
«Анкетирование учащихся» (сост. Н.Ю.Яшина) |
|
- познавательные УУД |
1 |
Методика «Кодирование» (11-й субтестД.Векслера в версии А.Ю.Панасюка) |
2 |
Методика «Выделение существенных признаков» |
|
3 |
Диагностика универсального действия общего приема решения задач (по А.Р.Лурия, Л.С.Цветковой) |
|
4 |
Исследование способности к умозаключению Методика «Простые аналогии» |
|
- коммуникативные УУД |
1 |
Методика «Рукавички» (Г.А.Цукерман) |
2 |
Методика «Дорога к дому» |
|
3 |
Методика «Кто прав?» |
|
4 |
Методика «Ваза с яблоками» (модифицированная проба Ж.Пиаже) |
|
Предметные |
||
Оценка достижения обучающимися планируемых результатов |
1 2 3 4 |
Математика, русский язык, чтение, окружающий мир (карта оценки) |
Математика, русский язык, чтение, окружающий мир (карта оценки) |
||
Стартовое, текущее, тематическое, промежуточное, рубежное оценивание |
||
Итоговые комплексные работы |