Янышева Светлана Анатольевна, учитель, ГКОУ СО "Березовская школа-интернат", пос. Монетный
Использование в обучении информационных технологий, в том числе электронных образовательных ресурсов (ЭОР), входит в обязательные требования к деятельности учителя, становится особенно актуальным в связи с принятием федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) для обучающихся с интеллектуальными нарушениями, содержащим требования к: результатам, условиям и структуре реализации программы. ФГОС фактически обязывает педагогов использовать в образовательном процессе ИКТ, в т.ч. и ЭОРы, научить их разумному и эффективному использованию учащихся. Специфика организации учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития, обусловливает необходимость специальной подготовки обучающегося к ИКТ: начиная от возможности работать с компьютерной мышью, заканчивая – своеобразием восприятия компьютера и его оборудования. Это очень важно при обучении детей с интеллектуальными нарушениями.
В образовательном процессе школы используются следующие категории электронных образовательных ресурсов, которые содержат в себе разнообразные наглядные, справочные, тестовые и другие материалы:
- ресурсы федеральных образовательных порталов, предназначенные для некоммерческого использования в системе образования Российской Федерации (ЕК ЦОР, ФЦИОР);
- ресурсы коммерческих образовательных порталов и учебные электронные издания на CD, приобретаемые школами для комплектации медиатек;
- ресурсы региональных образовательных порталов; ресурсы, разработанные самостоятельно учителями.
Учитель, подбирая электронные образовательные ресурсы к своему уроку, выступает в роли эксперта, самостоятельно оценивая найденные им материалы, и должен использовать на уроке только те из них, которые отвечают основным содержательно-методическим требованиям коррекционного образования.
Очень часто на уроках используются ЭОРы в ситуации «более одного компьютера в рабочей зоне класса». Эта модель в значительной мере рассчитана на использование индивидуализированного, дифференцированного подхода в работе с учащимися. Кроме того, данная модель позволяет организовать групповую работу для выполнения определенных проектных заданий, а также для игровых форм урока.
В малых группах за одним компьютером учащиеся совместно могут:
- наблюдать, обсуждать предметные явления, представленные в таблицах, интерактивных схемах;
- работать с гипертекстовыми ресурсами;
- искать решение задач, сопровождающих интерактивные тесты;
- коллективно выполнять электронные задания;
- вести разнообразную словарную работу, текстовую деятельность и работу со справочниками;
- готовить материалы для проектов и презентаций, используя текстовый и разнообразный иллюстративный материал и др.
Перечисленные виды работы могут проводиться как изолированно, так и в различных сочетаниях. По окончании работы ее результаты (в виде текстов, презентаций, сообщений) выносятся на обсуждение и коллективную оценку.
Такой союз: специальная педагогика – инновационные технологии (в т.ч. и ЭОР) - позволяет выстроить индивидуальную педагогическую линию для каждого конкретного ребенка, учитывая особенности здоровья, его уровня развития в своей группе. Только в этом случае можно говорить о достижении качественного обучения и социализации детей с особенностями в развитии.