Янышев Альберт Русланович, учитель, ГКОУ СО "Березовская школа-интернат", пос. Монетный
Освоение программы по предмету "Штукатурно-малярное дело" обеспечивает достижение обучающимися двух видов результатов: личностных и предметных.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием программы по штукатурно-малярному делу и характеризуют их достижения в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и жизни.
Предметные результаты освоения программы включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для данного класса, готовность их применения. Определяется два уровня овладения предметными результатами по ШМД: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.
Контролирующими параметрами оценки достижения результата учащимися являются следующие параметры:
- Контрольный опрос.
- Тестирование: текущее - моментальное (быстрое по теме) и контрольное (четвертное либо полугодовое – для диагностики).
- Умение работать с технологическими картой, включая: планирование работы, ориентировки в задании, работа в бригаде, самостоятельность выполнения практических работ, формирование навыков самоконтроля при работе.
В соответствии с требованиями ФГОС оценке подлежат личностные и предметные результаты обучающихся.
Оценка предметных результатов состоит из 2 частей: теоретической и практической
Для выявления достижений учащихся, качества усвоения программного материала на уроках проводится опрос как один из главных теоретических составляющих оценки достижений результата учащимися.
Учитель подходит к оценочному баллу индивидуально, учитывая при этом: качество изготовленного учащимися объекта работы и правильность применявшихся им практических действий (анализ работы); соблюдение технологического процесса; самостоятельность выполнения; индивидуальные возможности обучающихся, их особенности развития; прилежание ученика во время работы; уровень физических и психических возможностей детей.
Оценивание теоретической части курса:
- Оценка "5" ставится ученику, если теоретический материал усвоен свыше 65% материала; материал изложен без грубых ошибок, с применением профессиональной терминологии.
- Оценка "4" ставится ученику, если в усвоении теоретического материала допущены пробелы, есть ошибки, материал изложен не точно, применялись дополнительные наводящие вопросы, но ученик владеет знаниями материала в соответствии с полным объемом от 51-65%.
- Оценка "3" ставится ученику, который слабо обнаруживает понимание заданий, есть существенные пробелы, допускаются ошибки, ответ не самостоятельный, применяются дополнительные наводящие вопросы, объем знаний находится в промежутке от 35 до 50 %.
Если в ответе допущены грубые ошибки даже при использовании наводящих вопросов, это свидетельствует о недостающем уровне усвоения учащимся теоретического материала, о том, что учащемуся необходимо продлить срок усвоения материала, либо с учеником проводятся индивидуальные занятия. Оценка "2" не ставится.
Таким образом, оценка "5", "4" говорят о достаточном уровне в усвоении учебного материала, а "3" - о минимальном уровне.
Представленная оценка знаний учащихся проводится регулярно. На её основе после каждого полугодия заполняются мониторинг диагностики по предмету.
Наряду с опросом, для оценки качества усвоения предметных результатов используется тестирование. Тестирование соответствует принципу самостоятельности в работе ученика и является одним из средств индивидуализации в учебном процессе.
Контрольные тестирования проводятся в кабинете "Компьютерный класс" посредством локальной сетевой программы "MyTest". Учитывая особенности обучающихся, программа настроена таким образом, чтобы обеспечивать доступность и дифференцированность предъявляемого материала.
Данные, получаемые преподавателем в результате тестирования, несут в себе информацию о пробелах в знаниях по конкретным предметным разделам.
Процентные показатели качества выполнения заданий программы MyTest (итоги теста) заносятся в таблицу Excel, при помощи которой результаты обрабатываются: рабочий лист представляет собой небольшую таблицу, в которой учитель отмечает % выполнения учащимися заданий тестов.
На этом же листе выстраивается автоматически диаграмма: процент успешности выполнения заданий теста по каждому учащемуся и для класса в общем.
Для оценки практической части курса "Штукатурно-малярное дело" главным методом контроля результата достижений является наблюдение.
Оценивание практической части:
- Оценка "5" ставится ученику, если качество выполненной работы полностью соответствует технологическим требованиям и работа выполнена самостоятельно, либо с небольшой помощью задание выполнено не менее 65% от максимальных требований.
- Оценка "4" ставится ученику, если к качеству выполненной работы имеются замечания. Качество частично не соответствует требованиям учителя к работе, к итогу. Важно отметить, что объем практических умений должно быть не ниже 51 % и не более 65%. При этом работа должна быть выполнена практически самостоятельно до 50-60%.
- Оценка "3" ставится ученику, если качество выполненной работы не соответствует предъявленным требованиям к результату, при постоянно строгом контроле учителя. Степень самостоятельности не ниже 35 % и не более 50 %. Объем и качество требований также невысок и находится в пределах 35-50 % от полного объема.
Оценка "5", "4" говорят о достаточном уровне в усвоении учебного материала, а "3" - о минимальном уровне. Оценка "2" является травмирующим фактором и поэтому не ставится ученику.
Определение уровня допустимого и минимального по обученности класса исходит из оценки по критериям теоретической части и практической части.
В любом случае, при оценке итоговых предметных результатов следует из всего спектра оценок выбирать такие, которые стимулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетенций.