Кашина Лариса Анатольевна, учитель математики, ГКОУ СО "Новоуральская школа № 2", Новоуральск
В широком значении термин "универсальные учебные действия" означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность действий учащегося, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.
Умение учиться выступает важным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний. Умение учиться необходимо для каждого человека. Это залог его нормальной адаптации в обществе, а также профессионального роста. Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации.
Учебный предмет "Математика" имеет большие потенциальные возможности для формирования УУД в том числе и регулятивных. Реализация этих возможностей зависит от способов организации учебной деятельности школьников, которые позволяют не только обучать математике, но и воспитывать ей и учить мыслить.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.
- Целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.
- Планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий.
- Прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик.
- Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
- Коррекция - внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами.
- Оценка - выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.
- Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
Критериями сформированности у обучающихся с ОВЗ регуляции своей деятельности может стать способность:
- удерживать цель деятельности до получения ее результата;
- планировать решение учебной задачи;
- оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений (убедительно, ложно, истинно, существенно, не существенно);
- корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения;
- осуществлять итоговый контроль деятельности ("что сделано") и пооперационный контроль ("как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия");
- оценивать результаты деятельности;
- анализировать собственную работу;
- оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос "что я не знаю и не умею?"), а также умение начинать и заканчивать действие в нужный момент;
Начиная работу в 5 классе по ФГОС, необходимо с первого урока приучать ребят самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, что в дальнейшем им поможет преодолеть не только учебные проблемы, но и жизненные трудности. В течение учебного года у пятиклассников должны сформироваться регулятивные УУД, а именно: обучающиеся должны уметь правильно поставить перед собой задачу, адекватно оценить уровень своих знаний и умений, находить способ решения задачи. Для этого нужно научить их выстраивать учебно-познавательную деятельность учитывая все ее компоненты: цель, планирование, прогноз, средства, контроль, оценка.
Проект формирования регулятивных УУД в 5 классе представлен в виде таблицы.
сентябрь |
октябрь |
ноябрь |
декабрь |
январь |
февраль |
март |
апрель |
май |
Знакомство с едиными требованиями на уроке |
Отработка единых требований |
Определение целей вместе с преподавателем |
Определение целей вместе с преподавателем и самостоятельно |
Самостоятельное определение целей |
||||
Организация рабочего места. Правила ведения тетрадей |
|
|
|
|
|
|
|
|
Определение плана выполнения заданий вместе с преподавателем |
Определение плана выполнения заданий вместе с преподавателем и самостоятельно |
Определение плана выполнения заданий самостоятельно |
||||||
Оценивание работы в диалоге с преподавателем |
Оценивание работы по критериям и самооценка |
Самооценка своей работы, понимание причины своего неуспеха. |
Приёмы обучения целеполаганию:
- Учитель сам ставит цель, обучая учащихся:
- создание проблемной ситуации (использование подводящего диалога);
- ответы на вопросы в форме свободного высказывания: "Что будешь делать?", "Как будешь выполнять задание?"
- Совместное целеполагание:
- создание проблемной ситуации. Совместный выход;
- опора на жизненный опыт;
- введение слов-помощников: научиться, повторить, тренироваться и т.д.
- Самостоятельное целеполагание:
- создание проблемной ситуации;
- опора на жизненный опыт;
- постановка учебной цели с помощью индивидуальной дорожки ученика (не знаю, знаю, понимаю, могу научить другого);
- введение слов-помощников: сравнить, анализировать, обобщить;
- анализ предыдущего результата;
- определение "поля знание-незнание"
Планирование, прогнозирование, коррекция, оценка
Решение любой математической задачи требует чёткой самоорганизации: точного осознания цели, работы по готовому алгоритму (плану), проверки результата действия (решения задачи), коррекции результата в случае необходимости.
Алгоритм решения математической задачи:
- внимательно прочти содержание задачи;
- вспомни правило, которое относится к данной задаче;
- сделай краткую запись или чертёж
- составь план решения задачи;
- реши задачу по составленному плану;
- проверь свои вычисления и сравни их с содержанием текста задачи;
- рассмотри другие возможные способы решения, выбери наиболее рациональный;
- запиши ответ.
Контроль-самопроверка и взаимопроверка
Приёмы формирования действия контроля
Самопроверки и взаимопроверки решения задачи (парная взаимопроверка);
Проверка учителем без исправления и подчеркивания ошибок.
При этом указывается задание, в котором сделана ошибка. Эту работу, можно разбить на этапы, в зависимости от особенностей обучающихся: одному указывается строка, в которой сделана ошибка, другому – блок строк записи, третьему – только задание.
В типовые задания, обеспечивающие развитие функций самоконтроля должны входить такие как: "Найди ошибку", "Реши несколькими способами", "Оцени результат" и т.п.
Этап самооценки (итог урока) предполагает рефлексию ребёнком собственной деятельности на уроке.
Учитель предлагает учащимся ответить на следующие вопросы:
- Что нового узнали на уроке?
- Какую цель мы ставили в начале урока?
- Наша цель достигнута?
- Что нам помогло справиться с затруднением?
- Какие знания нам пригодились при выполнении заданий на уроке?
- Оцените свою работу на уроке.
Можно предложить учащимся закончить предложения и оценить свою работу на уроке:
- А вы знаете, что сегодня на уроке я...
- Больше всего мне понравилось...
- Самым интересным сегодня на уроке было...
- Самым сложным для меня сегодня было...
- Сегодня на уроке я почувствовал…
- Сегодня я понял...
- Сегодня я научился...
- Сегодня я задумался....
- Сегодняшний урок показал мне…
- На будущее мне надо иметь в виду…
Чтобы проверить уровень развития мыслительных операций, можно использовать методику Блума, как на уроках, так и на коррекционных занятиях.
Суть данной методики состоит в том, что при составлении заданий, направленных как на диагностику уровня развития мыслительных операций, так и на их дальнейшее развитие, используются соответствующие ключевые слова:
Уровень |
Содержание |
Ключевые слова |
Уровень 1 |
Фиксация (запоминание) |
Назови; укажи; дай определение; сформулируй... |
Уровень 2 |
Понимание |
Расскажи своими словами; как ты понимаешь..; перескажи; сформулируй кратко; для чего можно (нужно) это...?; зачем?... |
Уровень 3 |
Применение |
Выполни; сделай... |
Уровень 4 |
Анализ (разложение информации на составные части и выявление как она соотносится по частям с другой информацией) |
Сравни; сопоставь; выдели; представь в виде таблицы; систематизируй по какому-либо признаку; укажи сходство и различие...
|
Уровень 5 |
Синтез (комбинирование нового знания и новой информации) |
Что было бы, если бы...?; а как можно еще?; есть ли другое решение, метод, подход?; на сколько возможно, что бы...?... |
Уровень 6 |
Оценка (высказывание своего мнения о предложенном пути) |
Выскажи свое мнение; оцени; выбери то, что на твой взгляд наиболее...; каково твое мнение..., на сколько на твой взгляд... |
Текущая диагностика уровней развития мыслительных операций осуществляется в процессе изучения каждой темы. Привлекательность этой диагностики состоит в том, что ее применение позволяет составить объективное представление об индивидуальных особенностях обучающихся данного класса, осуществлять дифференциацию в процессе изучения учебного материала и видеть перспективы учебно-воспитательного процесса в соответствии с этими особенностями.
Три первых уровня (Фиксация (запоминание,) Понимание, Применение) являются основными и, следовательно, задачей учителя можно считать формирование у учащихся третьего уровня развития мыслительных операций.
Каждый ученик может выполнять задания на уроке в своем темпе, добиваясь выполнения конкретных задач, соответствующих его уровню развития мыслительных операций, выстраивать индивидуальный путь обучения, как на уроке, так и во всем разделе курса в целом.
Рекомендации по развитию регулятивных универсальных учебных действий
- Научите ребенка контролировать и строить свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике.
- Научите ребенка контролировать, выполнять свои действия по заданному образцу и правилу.
- Помогите ребенку научиться адекватно оценивать выполненную им работу. - Научите ребенка исправлять ошибки.
Литература
- Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008. — 40 с.
- Фундаментальное ядро содержания общего образования/ Под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — М.: Просвещение, 2008. — 41 с.
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе. Система заданий / Под ред. А. Г. Асмолова, О. А. Карабановой. — М.: Просвещение, 2010. — 160 с.
- Проектная деятельность в основной и старшей школе / Под ред. А. Б. Воронцова. — М.: Просвещение, 2008. — 192 с.
- Асмолов А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. — М.: Просвещение, 2007 — 112 с.
- Заика Е. В. Как научиться учиться легко: Методические рекомендации по психогигиене и развитию познавательных процессов. — Харьков: ХГУ, 1990. — 52 с.
- Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Как учить школьников работать с учебником. — М.: Знание, 1987. — 144 с.