Взаимодействие педагога и ребенка с ограниченными возможностями здоровья на основе личностно-ориентированной модели

Плесцова Галина Григорьевна, воспитатель, ГКОУ СО "Екатеринбургская школа-интернат № 9", Екатеринбург

Развитие личности является одной из наиболее важных проблем в теории воспитания и обучения. Личность формируется в процессе многообразных взаимодействий с окружающей средой. Однако человек как личность формируется не путем простого усвоения общественных отношений и общественного опыта, а в результате сложного взаимодействия социальных условий и психофизических задатков развития. 

Развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) происходит по тем же законам, что и развитие нормально развивающихся детей. Вместе с тем, оно проходит в своеобразных условиях. Развитие личности данной категории детей, воспитание у них положительных черт характера — одно из ведущих направлений в работе специальной (коррекционной) школы. Решение данной проблемы обеспечивает подготовку ее воспитанников к успешной социальной адаптации и интеграции в обществе. 

Младший школьный возраст - это период интенсивного формирования личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований. Развиваются тесно связанные друг с другом познавательная и эмоционально-личностная сферы ребенка.

Только отношение к детству как к самому ценному времени жизни делает детей полноценными школьниками, формирует такие личностные качества, как самостоятельность, инициативность, ответственность, творчество, компетентность, коммуникативность, произвольность, столь необходимые в дальнейшем, за пределами детства.

Взаимодействие педагога с детьми младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья должно строиться в образовательном учреждении в соответствии с личностно-ориентированной моделью общения, цель которой – содействовать становлению личности.

Личностно-ориентированный подход во взаимодействии, с одной стороны, предполагает осознанную ориентацию педагога на личность ребенка, что является условием его развития, и, с другой стороны, сама личностная ориентация как процесс взаимодействия педагога и ребенка является сущностью их развития. 

Личностно-ориентированная модель образования основана на гуманистических принципах, подчеркивающих право ребенка на собственный путь развития. 

 Так называемые три "П":

  1.  "Понять" – увидеть ребенка "изнутри", посмотреть на мир его глазами, увидеть побудительные мотивы его поведения. 
  2.  "Признать" – позитивное отношение к индивидуальности ребенка, независимо от того радует ли он вас в данный момент или нет. Признать его индивидуальность. 
  3.  "Принять" - всегда учитывать право ребенка на решение тех или иных проблем. 

Личностно-ориентированная модель взаимодействия:

  • обеспечивает ребенку чувства защищенности, доверия к миру, радости существования;
  • формирует предпосылки личностной культуры;
  • развивает индивидуальность каждого воспитанника. 

 При личностно - ориентированной модели образования меняется тактика общения с ребенком:

  • позиция педагога исходит из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития;
  • создаются и используются ситуации, требующие от детей проявления интеллектуальной и нравственной активности;
  • в зависимости от ситуации меняется стиль общения.

Используя личностно-ориентированный подход, педагог содействует становлению учащегося с ОВЗ: его неповторимости и индивидуальности, духовности, творческого начала. Он помогает ему стать субъектом культуры, учит жизнетворчеству, что предполагает вовлеченность в этот процесс самого ребенка. Педагоги образовательных учреждений, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, не должны формировать какие-либо качества, заранее заданные, не преобразовывать ребенка в направлении, определенном ребенку педагогом, а должны помогать ребенку в развитии качеств, способностей, возможностей, заложенных в нем изначально.

Личностно-ориентированное взаимодействие состоит в том, чтобы "заложить в ребенке с ОВЗ механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией".

При реализации личностно-ориентированного подхода для нас во взаимодействии с ребенком ограниченными возможностями здоровья главное: 

  • установка на ребенка младшего школьного возраста как на субъект образовательного процесса, как на личность, индивидуальность;
  • умение быть эмоциональным и откликаться на эмоции детей;
  • позитивное, уважительное отношение к самостоятельности мнений, суждений и выводов школьников;
  • опора на субъективный личностный опыт ребенка;
  • ориентация на формирование учебной деятельности детей школьного возраста с ОВЗ, развитие мотивационной сферы, повышение степени самостоятельности на занятиях;
  • направленность педагогической деятельности на развитие личности ребенка;
  • диалогическая позиция в общении;
  • направленность на осознание мотивов собственных действий, поведения, деятельности в ходе педагогического взаимодействия;
  • "считывание" эмоциональной информации у школьников и реагирование на нее; проявление социально-психологической наблюдательности;
  • направленность на достижение успеха, а не на избегание неудач в профессиональной деятельности;
  • поощрение творческой активности ребят.

Педагог в личностно ориентированном процессе взаимодействия с детьми с ограниченными возможностями здоровья выполняет следующие функции:

  1. Собеседник (функция эмоциональной поддержки). Речь идет о способности и умении педагога центрироваться на ребенке, на том, что для него значимо, что проявляется в заинтересованности, озабоченности интересами, готовности поддержать беседой, обсуждением, помощью.
  2. Исследователь (исследовательская функция). Она выражается в трех аспектах:
    1. первый аспект - умение педагога проводить анализ динамики взаимоотношений во время обучения и воспитания, отслеживать личное продвижение каждого ребенка в учебном взаимодействии;
    2. второй аспект - использование педагогом в процессе обучения психодиагностических методов и процедур, что способствует получению информации о развитии ребенка, о его успехах и трудностях;
    3. третий аспект - применение педагогом развивающих "технологий" личностного роста. Педагог должен иметь способность корректировать и направлять процесс развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья школьного возраста в общении с ним, точно и адекватно контролируя ход его продвижения в освоении знании.
  3.  Фасилитатор. Педагог-фасилитатор - это педагог, способствующий ребенку в усвоении и освоении нового. Педагог-фасилитатор строит свои взаимоотношения с ребенком на положительном принятии ребенка, эмпатическом понимании, открыто выражая свои чувства и тем самым, создавая комфортные для развития ребенка условия.
  4. Эксперт (экспертная, консультативная функция). Она вырастает из потребности в педагоге, обладающем глубокими, систематическими знаниями, разносторонними, практическими навыками и умениями. Доброжелательный и компетентный педагог располагает детей к тому, чтобы они воспользовались его знаниями и опытом. Мнение такого педагога значимо для детей, и потому ребята готовы обращаться к нему за консультацией и помощью.

Главная задача педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья, исповедующих личностно ориентированную модель взаимодействия, - содействовать ребенку в определении и совершенствовании его отношения к самому себе, другим людям, окружающему миру, к своей деятельности в обществе. 

Опираясь на индивидуальные способности детей с ОВЗ, в процессе личностно-ориентированного взаимодействия преследуется цель формирования и развития жизненных умений и навыков. В практике при реализации данного подхода мы используем следующие формы работы:

  • проведение занятий в малых группах; 
  • проведение индивидуальной работы с каждым ребенком; 
  • проведение бесед с ребенком с целью создания условий для выражения своего мнения, доказательства им правильности своей позиции; 
  • отказ от жесткой регламентации деятельности школьников; 
  • построение партнерских взаимоотношений между педагогами и детьми;
  • работа педагогов с детьми школьного возраста с ОВЗ, направленная на развитие личностных качеств, психологических процессов, коррекцию;
  • медико-психолого-педагогические консилиумы и др.

Использование модели личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком с ограниченными возможностями здоровья школьного возраста предъявляет серьезные требования к степени личного совершенства педагога, к уровню его компетентности в области дефектологии, владения профессиональными навыками коммуникации. 

Поиск

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич Сметанин